Обнинские керамисты Елена Ильюшонок и Александр Сысоев организовали в Анапе международный симпозиум для коллег

Автор: 17 октября 2017 1903
Александр Сысоев и Елена Ильюшонок в своей мастерской Александр Сысоев и Елена Ильюшонок в своей мастерской

Сысоев и Ильюшонок — муж и жена, в художественной среде Обнинска их хорошо знают, да и обычным любителям керамики их имена известны: два года назад с большим успехом в городском музее прошла их персональная выставка «Признание в любви».

 «Помимо работы в мастерской, мы занимаемся популяризацией искусства, — говорит Александр Сысоев. — Любим устраивать фестивали керамики для широкой публики и симпозиумы для небольшого круга коллег». И вот на днях в Анапе завершилось очередное мероприятие, организованное супругами, — международный симпозиум керамистов Art sinergia.

Ноборигама

В Анапе собрались признанные мастера своего дела из разных городов России, а также Грузии, Греции и Франции. Приехали не только для того, чтобы «потусоваться». Приманкой для керамистов стала специально построенная к симпозиуму печь для обжига. Ее соорудил французский мастер Клод Ассаж, а за образец он взял японскую трехкамерную печь ноборигама, что в переводе значит «дракон, взбирающийся на ступеньки».

Все это было бы невозможным, если бы не меценатство винодела Яниса Каракезиди, понтийского грека. Он безвозмездно вложил в симпозиум два миллиона рублей, да и само мероприятие проходило на территории его винодельни.

На первый взгляд, разве для обжига нельзя использовать электропечь? Многие так и делают. «Но когда происходит обжиг в дровяной печи, в которой температура превышает 1 тыс. градусов, зола начинает испаряться, — объясняет Сысоев. — Она ложится на керамику и превращается в глазурь. Вот видите равномерные коричневые пятна на скульптуре? Это зольная глазурь. Ни в газовой, ни в электрической печи такого не получишь». Еще интересная деталь — обжиг в такой печи продолжается трое суток подряд и на него уходит 10 кубометров дров. Такого количества хватает на отопительный сезон в среднем деревенском доме.

— Вы сами что-нибудь сотворили на симпозиуме? — спрашиваю Александра Сысоева.

— Обычно на таких мероприятиях организаторам не до творчества, слишком много разных проблем приходится решать. Но мне удалось, — керамист показывает на 40-сантиметровую фигуру с четырьмя руками, покрытую теми самыми зольными пятнами. — Это «Шаман». Не для продажи. Для выставочного фонда.

— Получили удовольствие от симпозиума?

— Необыкновенное. Двадцать дней хорошей работы и прекрасного общения. Что может быть лучше?

И камины тоже

Александр Сысоев — вольный художник. Зарабатывает только искусством. А жена работает еще преподавателем изобразительного искусства в школе. Зачем? «Я педагогический вуз закончила, — говорит Елена Ильюшонок. — Да и мои дети в этой школе учатся». А еще — заказов то густо, то пусто. И школьная зарплата превращается в подушку безо-пасности.

Сейчас керамисты работают над заказом Боровского монастыря. Заказ чисто утилитарный — миски, кружки, тарелки, чайники, ендовы. У монастырского завхоза явно хороший художественный вкус — у Сысоева и Ильюшонок даже обычные кружки с фантазией.

— Вам все нравится делать?

— Да, все.

— Не может такого быть.

— Скажу, что не нравится — большие серийные заказы, когда много однообразной скучной работы. Тогда спасают аудиокниги. Когда делаем изразцы для каминов, тоже этим спасаемся. С одной стороны, делать изразцы очень интересно, когда решаются художественные задачи. С другой — там много монотонного труда, а для большого камина требуется 700-800 изразцов, это полгода работы. И когда она заканчивается, порой хочется на гончарном круге покрутить обычных горшков. Для удовольствия.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены