Искусство начинается с детства

Автор: 14 декабря 2016 964
Выставка учеников Андрея Романова Выставка учеников Андрея Романова

35-летие обнинской авторской школы-студии дизайна ее создатель и бессменный руководитель Андрей Романов решил отметить выставкой работ своих учеников в картинной галерее города Тарусы

Почему именно в Тарусе, а не в Обнинске? Это первый вопрос, который Андрею Романову задают его друзья и знакомые. И вопрос этот кажется обнинскому художнику в известной степени риторическим. «Потому что Таруса — это культурная Мекка не только для Калужской области, но и для всей России, — поясняет Андрей Геннадиевич. — В этом городе переплелись судьбы великих деятелей нашей культуры, музыкантов, поэтов, писателей, художников, и когда ты приезжаешь в Тарусу, ты чувствуешь, что приобщаешься к чему-то большому и очень значительному. Иными словами, Таруса — это место намоленное, и выставляться в тамошней картинной галерее очень престижно. Во-вторых, за последние полтора десятка лет между городами Калужской области сформировалось устойчивое культурное взаимодействие, культурный обмен, и сегодня мало кого удивляет тот факт, что, допустим, калужский или обнинский художник выставляется в Боровске, а выставку живописца из Малоярославца или Калуги можно посетить в Обнинске».

Свыше 200 графических работ

Экспозиция в Тарусе впечатляет: здесь представлено свыше 200 только графических работ учеников обнинской школы дизайна, не считая огромного количества экспонатов прикладного свойства: аксессуары, обувь, одежда, упаковка, бытовые приборы. Неудивительно, что в Тарусской картинной галерее, подивившись на этот масштабный творческий отчет за 35 лет, заметили, что ученической экспозиции хватит с лихвой устроить выставки одновременно в четырех городах, были бы рамы.

Однако вернемся из Тарусы в Обнинск. Школу дизайна Андрей Романов создал в 1981 году на базе центра дополнительного образования «Эврика», в котором она пребывает и поныне. Сколько учеников прошло через школу-студию дизайна за 35 лет, ее создатель не считал — за массовостью он не гонится. Но имена тех, кто остался в искусстве, произносит с нежностью и нескрываемой гордостью. «У меня дети обу-чаются бытовому, средовому, графическому дизайну во всех его основных проявлениях, — говорит Андрей Геннадиевич. — Средовой дизайн — самый сложный. Если у человека нет ощущения среды, если он не чувствует пространства, то научить этому тяжело. Впрочем, графический объединяет в себе все, и научившись графическому дизайну, дети потом сами понимают, куда им идти дальше, в какие вузы поступать. Меня до сих пор многие фирмы спрашивают, есть ли у меня ученики, которые никуда не поступили, чтобы взять их на работу. Таких, увы, нет, все поступили. Остались в искусстве мои ученики Людмила Мосийчук, Вера Рыбченко, Павел Мищенко, Александр Клещев, Светлана Шишкова, которая одна из первых в Калужской области получила высшую награду Союза дизайнеров России — премию «Виктория». Очень меня радует моя выпускница Юлия Савельева — она сейчас преподает в Московском государственном текстильном университете имени А. Н. Косыгина, где «тянет» аж два факультета, искусствоведческий и модельный. В этом году в вузы поступили также мои ученики: София и Валерия Мещеряковы, Регина Камалетдинова, Анита Ихлова, Мария Сидоренко».

От трех лет

В школе-студии дизайна Андрея Романова дети занимаются с трехлетнего возраста. Андрей Геннадиевич убежден, что чем раньше выявить в ребенке его художественные склонности и способности, тем в дальнейшем ему будет проще и легче найти свое место и в жизни, и в искусстве. Важно, чтобы дети научились работать самостоятельно, считает он, ведь школа не только учит любить искусство, находить в себе прекрасное, но и дает практические навыки, нужные человеку любой творческой профессии.

Впрочем, сам Андрей Романов пришел в искусство поздно по нынешним меркам — восьмиклассником: школьный друг заманил его в обнинскую художественную школу, где будущий создатель школы-студии дизайна столкнулся лицом к лицу с легендарным обнинским живописцем Алексеем Тихоновым, который уже в 70-х годах был живым классиком. Художественно-графический факультет МГЗПИ, исследовательские семинары «Многомерные золотые сечения», Всероссийский конкурс «Золотой карандаш», всероссийские и международные выставки — все это было потом. Вначале был Алексей Тихонов, учитель и старший друг.

«Если бы Алексей Александрович был жив, он бы продолжал поддерживать меня, — уверен Андрей Романов. — Он был не только великолепный педагог, но и большой, универсальный, в хорошем смысле всеядный художник. Среди его работ можно найти все, что угодно: и традиционную реалистическую живопись, и кубизм, и импрессионизм, и жанровую живопись».

К слову о жанрах. «Мой путь искусства определил не только Алексей Александрович Тихонов, но и, как ни странно, Петр Петрович Кончаловский, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Андрей Романов. — Все началось, как я теперь начинаю понимать, в раннем-раннем детстве. Сам я родом из деревни Доброе, а мою бабку Кончаловский изобразил на своей знаменитой картине «С покоса» — художник любил приезжать в нашу деревню, а на Яблочный Спас угощал всех деревенских своими яблоками».

• Выставка, посвященная 35-летию авторской школы-студии дизайна Андрея Романова, продлится в картинной галерее Тарусы до 30 декабря.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены