Из камня, дерева и бронзы

Автор: 21 мая 2015 880
Из камня, дерева и бронзы

Статуи обнинского скульптора Сергея Лопухова, автора памятника генералу Наумову, стоят в 15-ти странах мира. Памятник Наумову — третья работа Сергея Лопухова, установленная в Обнинске.

Первым был небольшой памятник жертвам радиационных катастроф неподалеку от Вечного огня. Затем — «спрятанная» во дворе центра «Милосердие» скульптурная группа «Семья».

«Наумов — моя первая работа на военную тему, — говорит скульптор. — И вообще первый памятник человеку в моей практике». Военных монументов в нашей стране великое множество: пафосных и скромных, грандиозных многофигурных композиций и самых простых намогильных стел. Так что перед Лопуховым стояла довольно сложная задача: в рамках общей стилистики сделать запоминающийся, но яркий монумент, скромный и величественный. Автор интересно и нетрадиционно решил проблему — постамент и полуфигуру генерала вырезал из одного гранитного монолита. «Он вырастает, как гора, — объясняет замысел Сергей Лопухов. — Мощный и энергичный. Мне хотелось, чтобы чувствовалось движение, что передано через слегка развевающийся плащ».

Сроки создания памятника были сжатыми до предела. «Пока многочисленные комиссии утверждали сначала эскиз, а потом модель, происходили встречи с консультантами и решался вопрос с финансированием, время шло, — рассказывает скульптор. — Работа с камнем началась только 17 марта». То есть на создание памятника оставалось меньше двух месяцев!

— Скажите, а если одно неверное движение инструмента, из­-за чего, допустим, нос получился не тот, можно ли как­то исправить?

— Нет, если это камень, никак невозможно. Права на ошибку нет. Поэтому сначала все делается на 3­5 см больше, чем нужно — это запас на всякий случай, а потом скульптура постепенно уменьшается до необходимых размеров. Меня спрашивают иногда: а почему бы сразу не сделать заданного размера? Да не делается сразу!

— Вы довольны своей работой?

— В принципе, да. Но мне хочется «довести» некоторые небольшие детали. Нужна неделя, чтобы ходить вокруг готового памятника и думать, что еще необходимо сделать. А этой недели у меня не было.

Через пару недель будет установлен еще один памятник работы Лопухова — народному учителю Александру Иванову в Мятлево, который в бронзе будет вести «вечный диалог» с первоклассницей.

Его скульптуры есть в Калуге. Это Старик, зовущий Золотую рыбку, и Кот ученый (калужский кот, не обнинский). Читающая девушка в Балабаново. А еще — по всему миру. Самая дальняя от нас — в сквере аргентинского города Сантьяго­-дель­-Эстеро. Там мальчик, играющий на гитаре.

Лопухов — постоянный участник симпозиумов скульптуры в России и за рубежом. Самые разные муниципалитеты, стремясь украсить улицы и парки городскими скульптурами, объявляют конкурс среди мастеров. И те, кто прошел отбор, приезжают, допустим, в Цюрих или Новосибирск и на месте воплощают свои фантазии в бронзу или гранит.

Любимый материал обнинского скульптора, кстати, гранит: «Он хоть и тяжел в обработке, зато спектр возможностей у этого материала самый широкий: его можно шлифовать, полировать, гравировать, обрабатывать огнем». При этом Лопухов — универсал. Сначала он закончил Суздальское художественно-­реставрационное училище, где научился обрабатывать камень, затем Строгановский университет, где расширил свое образование. Он может работать с любым материалом: деревом, бетоном, глиной, бронзой и т.д.

«Жаль, что в Обнинске очень мало городских и парковых скульптур, — говорит Лопухов. — Они могли бы смягчить и облагородить городскую среду, сделать ее более человечной».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены