Картины прошлого

Автор: 06 октября 2015 944
Картины прошлого

Как выглядели наши места до появления Обнинска

 

Хоть Обнинск возник недавно, люди здесь жили всегда. Наши красивые места привлекали великих живописцев, и они запечатлели их в своих пейзажах. Подчас мастера были фотографически точны, и в их полотнах легко узнать наши окрестности, как они выглядели много лет назад. «Виноват» же во всем московский врач Иван Иванович Трояновский (1855­1928 г.), он дружил со многими деятелями искусств первой величины, и они приезжали к нему «на дачу» в имение Бугры (ныне Кончаловский лес). Мы расскажем историю создания некоторых шедевров.

Исаак Левитан.

Эта дорога, увы, не сохранилась. Но где она была, известно точно. Начиналась прямо от ворот белкинской усадьбы и вела прямо, без поворотов, на северо­восток до Кабицыно, поэтому называлась «линейкой». Ее украшали вековые березы, высаженные по обочинам еще в екатерининские времена. Дорога грунтовая, немощеная, в распутицу раскисала. Зато летом и зимой ездить по ней было вполне комфортно. С этой дороги в XVIII­XIX вв. начинался путь в «мир». По ней доезжали до шоссе Боровск — Серпухов, выезд на него был в Кабицыно. А потом через Боровск — в Москву.

Левитан написал ее в 1897 году. История следующая. Трояновский спас  от смерти художника, у которого случился сердечный приступ. Так и стали друзьями. В 1897 году Левитан поехал в Европу и там захандрил. Ничего­то ему не нравилось, работать не мог, без русского пейзажа себя не мыслил. Вернулся в Россию, захотел встретиться с закадычным другом Чеховым, да тот уехал в Крым. Тоскующего Левитана Трояновский позвал к себе в Бугры, и тот пробыл здесь всего неделю. Несмотря на то, что хозяева всячески пытались его развлечь, унылый гость не развеселился и уехал. Но успел написать здесь два этюда. На одном — деревня (какая именно, не установлено), на другом — залитая солнцем «линейка».

Вернувшись в Москву, Левитан на основе этюда написал картину, изменив в ней освещение с солнечного на лунное. Такие трансформации увлекали художника, и он нередко их использовал в своем творчестве.

«Лунная ночь. Большая дорога» сейчас находится в основной экспозиции Третьяковской галереи.

Валентин Серов.

Так в 1904 году выглядел главный зал барского дома в Белкино, которым тогда владел Борис Обнинский. Вид, запечатленный Валентином Серовым, прямо скажем, не очень презентабельный. Недаром эту картину называют своеобразной иллюстрацией к чеховскому «Вишневому саду» — как будто в пустой зал сейчас войдет старый, всеми забытый Фирс. И картина Серова, и комедия Чехова об одном и том же — о запустении и гибели русской усадьбы.

Почему при Борисе Обнинском дом пришел в запустение, непонятно. Он работал судебным следователем в Московском окружном суде, имел неплохие доходы от сдачи земли в аренду, был человеком явно небедным. А по стене дома — глубокая трещина, полы не в порядке. Такое ощущение, что двусветный зал (с двумя рядами окон) заброшен и необитаем. Уже тогда дом, построенный в 70­е годы XVIII века, считался старым.

Любопытная деталь. После того, как в современное время сняли крышу дома, дожди уничтожили обои, штукатурку и под ними обнажилась роспись стен двусветного зала, сделанная в XVIII веке. Ее и сейчас видно …

Серов был частым гостем Трояновского, дружил и с братом Бориса Обнинского Виктором, который построил здесь великолепный особняк, известный сейчас, как «Дача Морозовой». Художник провел в наших местах все лето 1904 года. Написал еще знаменитый портрет жены Виктора Обнинского Клеопатры с ручным зайчиком на руках.

Петр Кончаловский. 

Петр Петрович Кончаловский стал владельцем Бугров в начале 30­х годов, жил и работал здесь месяцами. Написал здесь много картин, в которых отразил всю красоту наших мест. Многое узнаваемо, особенно пейзажи с железной дорогой — они фотографически точны. При желании можно без особого труда найти точки, на которых работал мастер, потому что рельеф местности не изменился.

На зимнем пейзаже — справа лес, в котором спустя годы появится городское кладбище. Несколько саней с бревнами едут по дороге, ведущей в туннель. Куда они направляются? По всей видимости, в Доброе или в Спас­Загорье. Сейчас эта дорога соединяет Обнинск с Варшавским шоссе.

По железной дороге в сторону Брянска идет пассажирский поезд. Похоже, что его тащит паровоз серии СУ, очень мощная машина, способная разгоняться до 115 км/час…

Спустя год Петр Петрович вернулся к теме железной дороги. На этот раз он перешел ее полотно и написал осенний пейзаж со стороны Доброго. На картине все узнаваемо, особенно туннель под дорогой и рядом с ним косогор, поросший лесом. Наверху — опять поезд в сторону Брянска. Теперь это — пригородная «кукушка». От Киевского вокзала до станции Обнинское паровичок шел 4 часа! А электрифицировали наш участок железной дороги только
в 1959 году.

Алексей СОБАЧКИН

 Благодарим за помощь сотрудницу городского музея Людмилу Сорокину.

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены