«Реконструкция мозаики стоит 10-15 миллионов»
Примерно полтора года назад народная газета занялась проблемой панно по адресу Ленина, 121 со знаменитой формулой Эйнштейна. Тогда собственник здания воткнул в его тело металлические опоры и установил рекламу развлекательного заведения — рестобара R1. Многие горожане возмутились. Они говорили: мозаика — фактически неофициальный бренд Обнинска. Так сказать, вид с открытки, по которому узнают наукоград.
Собственно само здание находится в собственности ООО «Анкор». И полтора года назад один из представителей предприятия со страниц народной газеты пообещал: «Конструкция временная, мы ее демонтируем, а мозаику затянем сеткой во избежание несчастных случаев». Но с тех пор ничего не изменилось — вывеска продолжает висеть. Более того, сейчас он утверждает, что никаких предписаний от администрации ему не поступало, а потому реклама расположена на законном основании.
Собственник уверяет: мол, мозаика разрушается, а железная конструкция отчасти ее укрепляет, и ее фрагменты людям на голову не падают. «Сама мозаика нам очень нравится, — говорят в ООО «Анкор». — Но ее реконструкция стоит 10-15 миллионов рублей. Таких денег у нас нет». «Эта мозаика не имеет охранного статуса, — комментирует начальник отдела городского дизайна и рекламы администрации Обнинска Оксана Грицук. — Так что собственник может сделать с ней что захочет. И мы не в силах ему помешать — такова буква закона». То есть, по сути, горожанам намекнули, что мозаики скоро не будет.
А теперь о самом предписании демонтировать часть конструкции от мэрии. Но на самом деле толку от этого чуть. Здание же находится в частной собственности. Потому собственник может делать со своим имуществом все, что угодно. И сомневаться, что он согласует очередную вывеску, не приходится. «Отказать ему будет нельзя», — так говорят в администрации.
Интересно, а как московские власти находят консенсус с бизнесменами — ведь в столице фасады зданий на центральных улицах имеют пристойный вид. Сами предприниматели отвечают просто: нужна политическая воля. Похоже, в Обнинске вместо нее есть большая готовность прикрыться буквой закона — так проще.
Городу нужен дресс-код
«Муравейник» на центральной улице Обнинска
Конечно, фасад здания, где расположен R1, — не самый яркий пример архитектурного уродства. Все-таки реклама закрывает лишь нижнюю часть панно. В городе есть примеры и похуже. И речь опять же идет о центральных улицах — Маркса, Ленина.
…Обычно, когда в Обнинске затевается новое строительство или серьезная реконструкция, первым делом вопрос выносят на градостроительный совет. Обсуждают даже не столько технические параметры, сколько концепцию в целом и эскиз: как будет выглядеть объект и как он впишется в существующую городскую застройку. Сами эскизы весьма привлекательные. Но вот когда здания уже построят, их завешивают уродливыми вывесками.
Именно такая история и произошла с ТЦ «Капитал» (Маркса, 70). Когда это здание несколько лет назад вновь ожило, его собственники разработали специальный проект, где подробно расписали, как должен выглядеть фасад, какая реклама и вывески могут висеть. Позже эту бумагу утвердили в администрации — утвердили специальное постановление. Но его никто не исполняет.
Сами бизнесмены-собственники здания (а таких аж 62) называют ТЦ «Капитал» муравейником. «Это просто какой-то ералаш, — говорят многие из них. — Конечно, часть конструкций установлена на законных основаниях — проекты прошли все необходимые этапы согласований, а некоторые — висят вне закона. И это при том, что у администрации города есть все необходимые рычаги воздействия. Если бы несколько конструкций демонтировали, собственники, наверное, стали бы осторожнее относится к своим вывескам и фасаду здания. Но пока бардак. Но что важнее — подобное бездействие со стороны властей может породить цепную реакцию. И тогда не исключено, что Обнинск «захлебнется» в торговых центрах, фасады которых облеплены уродливой рекламой».
Другой «пестрый» пример — ТЦ «Фортуна». По словам Оксаны Грицук, там та же проблема, что и в ТЦ «Капитал», а именно — слишком много собственников. Все они хотят себя активно рекламировать, но при этом не могут выстроить конструктивный диалог ни между собой, ни с администрацией. «Зачастую нам даже трудно найти этих бизнесменов, — поясняет Оксана Анатольевна. — Многие из них не то что в Обнинске, в России не живут».
Но ведь есть же в Обнинске примеры, когда торговые центры выглядят вполне цивилизованно — ТРЦ «Плаза» или Most — вывески-рекламу видно, но она выдержана в едином стиле.
К слову, не так давно молодые архитекторы и дизайнеры на заседании клуба «Обнинская инициатива» выступили с предложением создать специальный дресс-код для города — документ, в котором прописать, что можно и нельзя делать с фасадами. В администрации Обнинска тоже говорят о дресс-коде. И подобные планы есть. Но пока дальше слов дело не движется.