Не в каждом областном городе страны можно вывести одаренного ребенка на сцену играть вместе с настоящим оркестром, со взрослыми музыкантами. А вот в наукограде такое практикуется уже с 1995 года.
Муниципальный оркестр «Ренессанс» проводит проекты «Дети наукограда» и «Оркестр и дети». Первый — только для Обнинска: оркестр готовит программы с юными и взрослыми, учениками и уже профессиональными музыкантами, которые связаны с Обнинском. А на второй съезжаются исполнители из разных музыкальных школ и Калужской области, а теперь и Московской, и Москвы.
Так, сейчас среди прочих сыграет и юная москвичка Таня Меркушева. Любопытно, что ее педагог — выступившая недавно в музее Обнинска исполнительница Ксения Озерова. В музыкальной среде она известна как лауреат международных конкурсов, а в наукограде — как супруга Сергея Терехова, правнука Обнинских. Его музыкальные программы, объединяющие эпохи, Обнинск с Москвой и с его знаменитой консерваторией — в городе ценимы и популярны. Вот такие неслучайные совпадения — мир тесен. Но вернемся к фестивалю.
«Представляете, как это важно ребенку: на сцене с настоящим взрослым оркестром! Некоторые юные музыканты выступают на фестивале с ним впервые, другие — уже являются победителями различных музыкальных конкурсов, в том числе и международных, — говорит руководитель и дирижер камерного оркестра «Ренессанс» Игорь Иванов. Он, кстати, является автором большинства инструментовок и аранжировок произведений. — Такие выступления для будущих музыкантов — лучшая подготовка к самостоятельной творческой жизни».
Открытый фестиваль «Оркестр и дети» проводится уже в шестой раз, и дата выбрана не случайно — накануне 1 июня, Дня защиты детей.
«Меня поразил рассказ одного из русских аспирантов Парижской консерватории, — говорит культуролог Сергей Маркус. — Оказывается, там принято кулуарное решение: всячески вытягивать французских абитуриентов, ставить им «четверки», когда играют на «двойку-тройку», и «пятерки» при явной «четверке». Это для того, чтобы не пускать русских и китайцев. А корень в том, что учебе на музыкальных инструментах надо учиться долго, прилагая терпение и труд. Но дети французов совсем не любят напрягаться. Общество потребления ломает культуру классики».
В России такого произойти не должно. И фестиваль «Оркестр и дети» — один из кирпичиков, которые крепко держат здание отечественной музыкальной культуры.
Николай СТУДЕНЦОВ