Самый долгоиграющий

Автор: 10 ноября 2015 1277
Самый долгоиграющий

22 ноября на сцену Дома ученых выйдет Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема — самый долгоиграющий биг-бэнд в мире

После ухода из жизни Олега Лундстрема коллектив получил имя своего основателя и стал переходить от одного бэнд-­лидера к другому. Сначала оркестром управлял знаменитый дирижёр, композитор и саксофонист Георгий Гаранян, но вот уже почти десять лет биг-­бэндом руководит один из талантливейших джазовых композиторов, пианист, Народный артист России Борис Фрумкин, который не преминул заявить, что весьма счастлив своими взаимоотношениями с судьбой, позволившими ему стать лидером одного из самых раскрученных отечественных джазовых брендов.

К слову сказать, в этом году оркестру имени Олега Лундстрема исполнился 81 год — коллектив занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как самый долгоиграющий джаз-­банд, выступавший когда-­либо под бессменным руководством одного человека. Оркестр Каунта Бейси, например, был создан на целый год позже.

Сегодня в «звездный» состав оркестра, теперь уже имени Лундстрема, входят такие мастера джаза, как саксофонист Иван Волков, барабанщик Владимир Журкин, трубачи Юрий Парфенов и Петр Востоков, тромбонист Максим Пеганов и многие другие.

С приходом Бориса Фрумкина в звучании оркестра произошли заметные изменения: оркестр теперь звучит легче, он отошел от прежнего «симфонизма» — теперь это очень изящная музыка, странным образом совмещающая в себе чопорность, лиризм и драйв, а аранжировочные наработки его нынешнего руководителя, прошедшего в ансамбле «Мелодия» многолетнюю конъюнктурную школу, делают музыку более броской, не лишенной эффекта театральности, а порой даже эксцентричной. К примеру, два «железнодорожных» хита Дюка Эллингтона The Old Circus Train Turn­around и Take the ‘A’ Train исполняются на концертах практически в идентичных аранжировках. В общем, маэстро отлично знает, чего ждёт публика — чтобы ей не было скучно.

По словам Бориса Фрумкина, любой музыкальный канон вызывает смех. Тем более, в джазе, музыке, непрестанно развивающейся: «Лицо оркестра складывается из сочетания традиций и чего-­то, что делается сегодня. Но основополагающим у нашего коллектива, мне кажется, является все же стремление не забывать традиции. Не «задрав штаны, бежать за комсомолом», как у Есенина, а стараться в разумных пропорциях соединять старое с новым. Мировой опыт, мировую джазовую классику, и те пьесы, которые рождаются сегодня и кажутся нам удачными и допустимыми в сравнении с какими-­то серьезными образцами. Когда, к примеру, мы исполняем «протяжный» репертуар Гленна Миллера, то стараемся звучать близко к его оркестру. Если же мы исполняем репертуар оркестра Каунта Бейси, у которого последние ноты короче, чем у других оркестров, то наш оркестр должен максимально соответствовать именно его музыке. Вообще, роль личности в джазе невозможно переоценить. Без личности не возникает искусства, так же как без личности не возникает и государства. Историю и музыку делают лидеры. Если бы Джону Колтрейну, Чарли Паркеру или Арту Блейки нечего было бы сказать людям, то их великой музыки не было бы».

Впрочем, Борис Фрумкин и сам большая и яркая джазовая личность. Любовь к джазу он получил по наследству от отца, джазового трубача Михаила Фрумкина, игравшего в знаменитом оркестре Александра Цфасмана. Сын, однако, стал не трубачом, а пианистом — он играет на фоно с пяти лет. Зрители на концертах всякий раз с воодушевлением ждут именно сольных номеров Бориса Фрумкина, чтобы в очередной раз удивиться кристальной ясности его джазового мышления и поразительной четкости туше, которая сохраняется даже при очень высоком темпе игры, вызывая в памяти великого Глена Гульда. Ничего не поделаешь, человек, с отличием окончивший Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, вряд ли сумеет сыграть плохо.

Между тем, Борис Фрумкин утверждает, что в любом джаз­-оркестре вся его сила сосредоточена в духовиках — чтобы играть на кларнете, трубе, тромбоне, саксофоне, необходимо обладать большой внутренней свободой и не меньшей внутренней смелостью. Эти два качества для джазовых музыкантов необходимы — без них не будет джаза.

Сергей Коротков

Фото автора

• Концерт состоится 20 ноября в 18.00 в Доме ученых.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены