В московском «Доме Лосева» открылась выставка икон обнинского художника Юрия Бочарова

Автор: 14 сентября 2016 1313
Юрий Бочаров у входа в Дом Лосева Юрий Бочаров у входа в Дом Лосева

11 икон обнинского мастера будут экспонироваться до 10 октября

Обнинские поклонники изобразительных искусств больше знают Юрия Бочарова как художника, создающего сложные композиции философского содержания, но не как иконописца. Теперь он повернулся к нам новой гранью своего таланта. Открытие выставки стало поводом для нашей новой встречи.

Новая среда. Оказывается, вы еще и иконописец. Это неожиданно.

Бочаров. На самом деле, я давно иконы пишу, еще с 90-х годов, просто мало кто об этом знает. Когда вновь открыли Боровский монастырь, я отправился туда расписывать храмы. Написал надвратную икону Казанской Богородицы. Лет 15 она провисела. Потом меня пригласили на Афон.

Новая среда. Туда попасть непросто.

Бочаров. Да, пускают только мужчин по специальным пропускам. В первый раз я туда приехал как паломник на три дня. Настоятель русского монастыря поинтересовался тем, что я умею делать. Я рассказал ему. И он пригласил меня надолго. В следующий раз я провел на Афоне уже полгода. Расписывал стены трапезной, писал иконы, занимался реставрацией фресок и икон. Работалось тяжело — на лесах, в жару, во время поста. Когда афонские монахи постятся, они едят всего два раза в день. Нас же кормили трижды, понимая, что мы можем и не выдержать.

Новая среда. Какова потребность в иконах? Частные лица заказывают?

Бочаров. Да. Потребность растет год от года. Мне заказывают венчальные образа. Еще — ростовые или мерные иконы. Например, родился ребенок ростом 54 см и назвали его Георгием. Тогда родители заказывают для младенца икону Георгия Победоносца, я ее пишу на доске высотой 54 см. Эта икона будет оберегать человека всю жизнь.

Новая среда. Икона пишется на доске?

Бочаров. Как правило, да. Доска делается из ясеня, это очень плотная древесина, лучше дуба. Дуб дает микротрещины, а ясень — нет. Еще липа используется. В Греции — кипарис. На доску наклеивается холстина, она называется паволокой, на нее наносится левкас (грунт), похожий на алебастр или мел. А по левкасу наносится красочный слой. Краски делаю сам. Вода, яичный желток, сухие пигменты, другие ингредиенты — все освящено.

Новая среда. Допускается ли новаторство в этой деятельности или надо работать по строгим канонам?

Бочаров. Канон стабилизировался в XVI веке и лучше следовать ему. Правила есть, но некоторые пытаются добавить что-то от себя. К примеру, современные женщины-иконописцы любят украшать фон орнаментом. Кто-то стремится к упрощению технологии — использует компьютер, пишут на фанере.

Новая среда. Как ваши иконы попали на московскую выставку?

Бочаров. Еще три года назад департамент культуры Москвы предложил мне выставить иконы, но созрел к этому я только сейчас. Под выставку выделили небольшой зал уникальной библиотеки — место и экспозиция очень хорошо совпадают по своему духу.

Новая среда. Каковы сюжеты ваших икон?

Бочаров. В основном, это авторские копии (списки) знаменитых икон прошлого. Среди них редкий сюжет «Архангел Михаил поручает стадо коней Фролу и Лавру со святыми Власием и Спиридоном, покровителями животных». Еще представлена копия иконы святого Николая Липского мастера Алексы Петрова (1294 год). Я ездил в Новгород и долго вглядывался в оригинал. Экспонируется и список главной иконы Древней Руси — копия «Троицы» Андрея Рублева.

Новая среда. Объясните, в чем художественные достоинства «Троицы»?

Бочаров. Андрей Рублев был гениальным мастером. Лики на его иконе написаны так, что свет идет изнутри. Я попытался по мере сил повторить это. Другой известный иконописец Феофан Грек писал так, что его иконы заполнены внешним светом, а у Рублева — внутреннее сияние.

Новая среда. На светские темы продолжаете писать?

Бочаров. Да. Закончил проект «Зимний Петербург». Его еще никто не видел. Надеюсь, что через два года в Обнинском музее состоится моя юбилейная выставка к 60-летию. Тогда и будет премьера.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены