Центр притяжения

Автор: 21 февраля 2014 769

Универмагу «Центральный» — 30 лет.

Тридцать лет назад, 23 февраля, распахнул свои двери первый торговый комплекс «нового образца». В честь юбилея универмаг «Центральный» подготовил специальную программу, чтобы атмосферу праздника почувствовали не только сотрудники, но и покупатели.

Универмагу «Центральный» — 30 лет.

Тридцать лет назад, 23 февраля, распахнул свои двери первый торговый комплекс «нового образца». В честь юбилея универмаг «Центральный» подготовил специальную программу, чтобы атмосферу праздника почувствовали не только сотрудники, но и покупатели. Оформление торгового зала, заряжающее позитивом, различные акции и розыгрыши призов — в общем, масса поводов для того, чтобы заглянуть в «Центральный», тем более что юбилейная программа не только насыщенная, но и длительная — сюрпризы ждут обнинцев в течение нескольких недель.

Вводили в эксплуатацию здание универмага, тогда еще не имеющего названия, в далеком 1983 году, под Новый год. Он, как и весь город, был «атомным» — стоял на балансе Управления рабочего снабжения Обнинской атомной электростанции. Для покупателей универмаг распахнул двери 23 февраля 1984 года, и для того времени это был действительно прорыв в торговле: магазин казался огромным — более 5 тысяч квадратных метров. На первом этаже располагались секции ковров, бытовой техники, радиотоваров, спорттоваров, хозяйственный. На втором — обувь и одежда для мужчин и женщин, парфюмерия, галантерея, белье и ткани. Назывался передовой для города магазин достаточно скромно — просто Универмаг №63. В торговый центр также входили универсам №51 и между ними — кафе.

Первым директором нового магазина стала Аида Глушаница, которая при этом была директором 28-­го универсама, теперешнего «Самсона». Ей выпала ответственная миссия — создавать с нуля «главный магазин» города. Сюда, как на образцовое предприятие, привозили высоких гостей Обнинска — на фотографиях тех времен можно увидеть, как универмаг осматривает знаменитый советский министр Минсредмаша Ефим Славский. В советские времена именно министерство среднего машиностроения было разработчиком проектов и строителем всех атомных станций, так что не стоит удивляться его визиту в «атомный» город. Сопровождал министра секретарь Калужского обкома партии Геннадий Уланов.

Коллектив универмага очень стабильный, здесь достаточно сотрудников, работающих со дня основания. И все они с теплотой вспоминают Аиду Георгиевну — она умела не только развивать «флагман городской торговли», но и создавать в коллективе теплую, располагающую атмосферу. С тех пор так и повелось, что люди приходят в универмаг на работу «раз и навсегда». Татьяна Николаевна Емцева, продавец-­консультант в отделе одежды, трудится в «Центральном» все тридцать лет. «Раньше работать было тяжелее, нагрузки намного больше. А сейчас работать легко, зато продавать — трудно», — говорит она.

Еще один из опытнейших сотрудников — Тамара Константиновна Исаева, первая заведующая секцией «Ткани» — она до сих пор трудится в «своем» отделе. «За это время у нас появилась своя клиентура. Казалось бы, выбор огромный, торговых точек масса, но к нам приезжают не только из соседних городов, но даже из Москвы. Многих покупателей я знаю уже не одно десятилетие».

На посту директора Аиду Глушаницу сменила Валентина Мирошниченко. Валентина Федоровна руководила предприятием в непростые времена — с 1987 по 1994 годы. То есть застала и период дефицита, и переход к рыночной экономике, который стал шоком для большинства людей. Цены росли буквально на глазах, и уже непонятно было, радоваться наступившему изобилию, или сожалеть о «старых добрых временах», когда самые простые вещи были малодоступны, даже продукты не покупали, а «доставали», но в то же время не ощущалось такого резкого обнищания. Именно при Валентине Федоровне универмаг стал ОАО «Центральный».

Перерегистрация сделала сотрудников не просто наемными работниками, а собственниками. Выпустили собственные акции номинальной стоимостью 1000 рублей в количестве чуть более 3000 штук, 51% акций распределили по закрытой подписке в коллективе, часть продали на аукционе. Но многие сотрудники просто не знали, как распорядиться акциями. Впрочем, как и тем, что досталось в те времена от государства — единицы смогли получить от ваучеров хоть какую-­то пользу, пусть в виде обмена их на спортивные костюмы или другие предметы повседневного обихода.

Василий Рябошапченко стал генеральным директором универмага «Центральный» в 1994 году. Речь шла буквально о выживании, магазин был на грани закрытия. Василий Васильевич сумел не только удержать предприятие на плаву, но и двигаться вперед. В те годы при поддержке Совета директоров проводилась большая работа по расширению торговых площадей первого этажа. За счет реконструкции высвободились пустые складские помещения в секциях «Хозтовары», «Спорттовары», «Мебель». В этих же секциях перешли на самообслуживание. Это сейчас супермаркетами никого не удивишь, а для того времени — непривычный и новаторский формат.

В кризис 1998 года товары с полок буквально сметались — людям, по большому счету, было все равно, что покупать. Доллар рос, рубль стремительно обесценивался, и привыкшие к катаклизмам граждане действовали по обычному алгоритму — скупали не только крупу, соль и спички, но и все, что попадало в поле зрения. И радоваться такому ажиотажному спросу не приходилось: сотрудники просто не успевали следить за изменением цен, так что был велик шанс «вылететь в трубу». Так что в разгар «покупательской вакханалии» «Центральный» пришлось на несколько дней закрыть.

Но все проходит, в том числе и кризис. Не только выжили, устояли, но и приняли решение идти вперед. В 1999 году начали реализовывать программу по реконструкции. Первая очередь строительства — пристройки со стороны ул. Энгельса и ул. Аксенова.

В то время универмаг полностью оправдывал свое называние «Центральный». Раньше жизнь города тяготела к его старой части. Теперь самой динамичной, интересной и современной выглядела Аксеновская площадь. Подростки ввели моду на тусовки у главного входа в магазин. Так продолжалось до тех пор, пока в Обнинске не открылись другие торговые центры.

Казалось бы, чем можно выделиться при нынешнем обилии самых современных комплексов? Руководство «Центрального» нашло нетривиальное решение. Обнинск в течение долгих лет мечтал заманить к себе «Макдоналдс». Это, опять­-таки, было не просто предприятие быстрого питания, а своеобразный символ — многие помнят, какие очереди выстраивались в Москве, когда открылся первый в стране «Мак», и многие обнинцы ездили в столицу в том числе и затем, чтобы сходить в это кафе.

Конечно, затем восторгов поубавилось, люди разобрались в ситуации, но все равно иметь свой «Макдональдс» горожанам хотелось. Слухи ходили разные — называлось несколько мест, где может расположиться кафе. А обосновалось оно в одной из тех самых пристроек к зданию универмага «Центральный». И вот у города появилось новое место, которое сразу стало любимым, а универмаг в очередной раз подтвердил свое умение расти и развиваться вместе с Обнинском.

Развитие универмага не останавливается ни на один год. Многие обнинцы и гости города уже оценили изменения в торговых площадях. Они и оформлены ярко, современно и привлекательно, и совершать покупки стало гораздо удобнее — появились эскалаторы. Значительно вырос ассортимент, в город пришли солидные, огромные компании. Именно в «Центральном» разместила свою торговую точку крупнейшая сеть по производству товаров для дома «Уютерра». «Технопарк» задал высокую планку — именно здесь многие обнинцы предпочитают покупать технику для дома и офиса.

Сейчас ведутся переговоры с другими крупными торговыми сетями. Какими — пока секрет. Но можно быть уверенным, что «Центральный» в очередной раз подтвердит свою безупречную репутацию и предложит горожанам нечто, отвечающее всем требованиям современности.

Редакция от всего сердца поздравляет с юбилеем универмаг «Центральный»! Тридцать лет — время расцвета, новых идей в сочетании с уважением к традициям. С праздником!

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены