Код Калуги — к весне-2020
Тем более, что в областной столице эти правила намерены принять уже через полгода. Об этом сообщил главный архитектор Алексей Комов. С его слов, дизайн-код позволит Калуге избавиться от пестрой рекламы на центральных улицах.
И обнинцы задались вопросом: когда у нас появятся аналогичные правила? В администрации города решили публично обсудить этот вопрос в Точке кипения.
А что в Обнинске?
Начать работу решено с улицы Лейпунского
О разработке дизайн-кода в городском сообществе говорят уже не первый год. Власти здесь намерены двигаться от частного к общему. «Есть идея разработать нормы для улицы Лейпунского, — комментирует руководитель отдела городского дизайна администрации Оксана Грицук. — Она станет своего рода пилотным проектом. Мы отрисуем фасады типовых зданий. Укажем, что и как необходимо исправить. Кропотливая работа предстоит с правовыми аспектами. Потом опыт с улицы Лейпунского перенесем на весь город».
А почему не сделать сначала правила для всех, а потом уже решать по каждой конкретной улице? Сторонники этой идеи ссылаются на столичный опыт. «Я думаю, нецелесообразно сравнивать мегаполис и Обнинск, — продолжает Грицук. — У местного бизнеса возможности и обороты иные. А об интересах предпринимателей мы забывать не можем — это рабочие места, налоговые поступления в бюджет».
Создать дизайн-код — прописать цвета, шрифты и другую внешнюю атрибутику — дело не самое трудное. А вот увязать этот документ с законодательством, исключить правовые коллизии — вопрос серьезный. И, очевидно, в Точке кипения городское сообщество наметит конкретные пути, как двигаться в этом направлении.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Среди зданий, которые горожане критикуют за внешний вид, чаще других упоминают ТЦ «Фортуна» на Ленина, 104. Рекламные вывески хаотично «облепили» здание, вид у него неряшливый и аляповатый. По словам Оксаны Грицук, главная проблема этого торгового центра в том, что там слишком много собственников. Все они хотят себя активно рекламировать, а договориться друг с другом не могут. «Зачастую нам даже трудно найти этих бизнесменов, — поясняет Оксана Анатольевна. — Многие из них не то что в Обнинске, в России не живут».
Такая же ситуация — в Доме быта на Курчатова. Хаос в отношениях собственников выливается во внешний беспорядок.
Но в городе есть и иной пример — история с «Капиталом» (Маркса, 70). Когда это здание несколько лет назад вновь ожило, его собственники разработали специальный проект, где подробно расписали, как должен выглядеть фасад, какая реклама и вывески могут висеть. Позже эту бумагу утвердили в администрации — было специальное постановление. Но его не очень-то исполняли. Сами бизнесмены-собственники здания (а таких аж 62!) до недавнего времени называли ТЦ «Капитал» муравейником — часть рекламных вывесок висели без согласований.
Но не так давно товарищество собственников недвижимости «Капитала» занялось темой вывесок. Теперь зданию возвращают привлекательный вид. Якорные арендаторы оставят свои названия на фасаде — речь идет о магазинах «Ашан» и «Порядок». Остальные бизнесмены будут рекламировать себя строго в рамках принятой общей концепции.
Most может измениться
Есть в Обнинске примеры, когда торговые центры изначально выглядели вполне цивилизованно — та же «Плаза» или Most. Вывески-рекламу видно, но она выдержана в едином стиле. Правда, внешний вид Most`а может претерпеть изменения. Дело в том, что арендаторы высказали собственнику свое недовольство: мол, не очень-то их логотипы видны. И сейчас владельцы торгового центра вместе с дизайнерами и представителями администрации ищут пути: как и арендаторов не потерять, и сохранить оптимально «опрятный» внешний вид.