Мы свой, мы новый мир построим

Автор: 01 декабря 2011 2713

В обычной жизни мы редко задумываемся о глобальной политике — рассеянно читаем газету за чашкой кофе, слушаем телевизор, отвлекаясь на домашние дела. Между тем, сегодня мир вступил в такую фазу развития, когда жизнь каждого че ловека зависит от того, что происходит на планете. Слишком сильно обострились противоречия, которые прорываются то волнениями в Греции, то демонстрациями на Wall Street, а то и настоящими войнами — Ближний Восток тому подтверждение. Что же в недалеком будущем ждет нашу страну, а значит, и каждого из нас? Об этом рассказывает генеральный директор Института качества жизни, кандидат политических наук Олег Калугин.

В обычной жизни мы редко задумываемся о глобальной политике — рассеянно читаем газету за чашкой кофе, слушаем телевизор, отвлекаясь на домашние дела. Между тем, сегодня мир вступил в такую фазу развития, когда жизнь каждого че ловека зависит от того, что происходит на планете. Слишком сильно обострились противоречия, которые прорываются то волнениями в Греции, то демонстрациями на Wall Street, а то и настоящими войнами — Ближний Восток тому подтверждение. Что же в недалеком будущем ждет нашу страну, а значит, и каждого из нас? Об этом рассказывает генеральный директор Института качества жизни, кандидат политических наук Олег Калугин.

Сегодня мы живем в проблемном мире. Он входит в эпоху финансовых кризисов. Посмотрите, что творится в Греции (а на очереди — Португалия, Испания, Италия). Если убрать внешние проявления и заглянуть вглубь, станет понятно: это трансформация ранее успешной концепции единой Европы. Более того — это крах системы социального государства, и он уже напрямую касается каждого ее жителя. Чтобы обеспечивать высокий уровень выплат и социальной поддержки, государство брало займы, и наступил момент, когда оно оказалось не в состоянии их обслуживать.

Заметим, что Россия, напротив, сохранила стабилизационный фонд, который, кстати, коммунисты и эсеры предлагали «пустить в дело». И если бы не он, мы бы сейчас оказались в ситуации худшей, чем Греция. Как бы там ни было, властная команда в России успешно справилась с первой волной кризиса, и сегодня резервы страны позволяют быть готовыми ко второй волне лучше, чем даже к первой. А в том, что она придет, и в том, что кризис будет жестче и продолжительней прежнего, ни один серьезный эксперт не сомневается. И, как известно из исторического опыта, эффективное лечение в таких случаях одно — глобальный передел.

Не хочу пугать страшилками, но все-таки выражу мнение большинства аналитиков: мы с вами — поколение третьей мировой войны. Правда, скорее всего, театра боевых действий на территории России не будет. Он разместится вокруг нас. Но наши границы уязвимы, и по их периметру уже сейчас массово вспыхивают очаги войн.

Именно поэтому действующая власть совершенно обоснованно планирует вложить в модернизацию армии и оборонного комплекса фантастические деньги — 20 триллионов рублей. Армия должна быть полностью преобразована, соответствовать новым глобальным вызовам. Если этого не произойдет, нас как страны просто не будет — сомнут конкуренты на Западе, Востоке и Юге. Если же мы будем сильными, будем иметь боеспособную, современную армию, никакому даже самому сумасбродному деятелю в голову не придет на нас напасть. Поэтому сейчас очень важно при всех противоречиях и сложностях текущего момента сохранить единство общества и власти, причем процесс сближения должен быть двусторонним.

Между тем мы чувствуем, что в обществе накоплен определенный негативный потенциал. Казалось бы, парадокс: материально мы живем лучше, чем когда бы то ни было — чем в советские годы, не говоря уж о перестроечном времени. Но при этом есть ощущение, будто что-то не так. На самом деле это «что-то не так» лежит в духовной сфере. Человеку мало иметь хороший доход, качество жизни не определяется только деньгами. Ему хочется иметь позитивный образ будущего, понимать, куда мы движемся.

Мы живем в постиндустриальном обществе, а оно развивается циклами. 10 лет — смена ожиданий. Еще 10 лет — еще одна смена, неважно, выполнены предыдущие обещания или нет. Вспомним, что было 10 лет назад, когда Путин пришел к власти, Россию растаскивали на куски, страна была близка к распаду. Мы жили под диктовку Запада, огромный долг Международному валютному фонду позволял западным странам контролировать нашу экономику и политику — фактически мы превратились в колонию. Народ существовал в нищете — не выплачивались даже мизерные зарплаты и пенсии. Те ожидания, которые тогда накопились в обществе, были блестяще выполнены Путиным.

Но десятилетний цикл прошел, и общество требует новой повестки дня. И власть занята ее формированием. Какие в ней направления?

Хочу остановиться на главном. Не так давно Путин вышел с новой суперидеей — объединение евразийского пространства. И есть все основания полагать, что евразийский союз будет создан под эгидой России.

Чем ценна эта идея? Во-первых, своей органичностью. Россия всегда была большой территорией с естественными границами. Такова наша география. Идея либералов 90-х годов сделать Россию набором маленьких восточных Португалий у нас не работает. Россия может быть либо большим пространством, либо ее вообще не будет.

Во-вторых, сейчас в мире конкурируют не государства, а их крупные объединения, можно сказать, государства- цивилизации: США с НАТО, Евросоюз, Китай, Индия, арабский Восток. И если мы не создадим свой мир, нас просто сомнет одна из этих цивилизаций. А, скорее всего, сразу несколько — раздробят и поделят. Сибирь отойдет Китаю и Японии, Кавказ — арабскому Востоку и туркам, Калининград — в Западную Европу, ну, и так далее. Нас не будет как страны.

Поэтому у нас нет другого выхода, как стать центром силы. Или пан, или пропал. Причем Россия объединит вокруг себя сопредельные государства, все получается органично. И в отличие от Советского Союза, когда мы кормили союзников, разбросанных по всему свету, в данный момент и при данных обстоятельствах кормить никого не придется. Скорее, наоборот. Мы будем использовать ту ресурсную базу, которая придет при объединении. Что немаловажно, мы создаем фактически самодостаточное пространство — по ресурсам, по рабочей силе, по объемам рынка, по территории…

Этот проект — историческая миссия Владимира Путина. Если страна с ним справится, мы будем жить, и будем жить хорошо. Будем мыслить локально — станем локальной частью чьего-либо мира. Будем мыслить глобально — окружающий мир будет принадлежать нам.

Могут ли этот проект осуществить какие-то другие силы, кроме Путина? Категорически — нет. Причем даже на функциональном уровне: в оппозиции пока не видно персоналий, которые в состоянии возглавить более-менее серьезные ведомства, не говоря уж о министерствах. Но дело даже не в этом.

Нынешняя власть реально настроена на суверенитет страны. Он для нее — альфа и омега. Без суверенитета ничего не будет, нас просто сожрут. А что другие? Либеральный сектор устремлен к максимальной децентрализации — в этом суть либеральной идеи. Он выступает за конфедерализацию России. А что такое конфедерация? Союз независимых государств. Мелких, ничего не значащих удельных княжеств. В таких условиях Россия будет ликвидирована, причем в очень короткие сроки.

На левом фланге творится не менее страшное идейное брожение. Он тяготеет к Китаю. А ведь если с Западом еще можно разговаривать, то как пойти на неравные союзнические отношения с этим монстром, вечно голодным и вечно недовольным? Идеал Китая вообще довольно сомнителен. Весь китайский рост — он за счет мизерной оплаты труда. То, чем так гордится Китай, достигается рабским трудом. Большая часть продукта там делается не в Пекине и не в Шанхае, где можно за работу получать реальные деньги, а в пригородах, откуда в город китайцы могут попасть практически только в визовом режиме, там все квотировано. И работают люди за похлебку и одежду. Это что, для нас идеал? Что, мы тоже должны довести до ручки всех своих работников?

У третьих — ориентация на Восток, на арабский мир. Его страны внутри себя-то не могут договориться, и в каждом отдельном государстве общество находится в такой драматичной конфронтации, что весь Восток пылает конфликтами. Как с ним входить в альянсы?

Думаю, ни один из вышеперечисленных путей нашим обществом поддержан не будет. Значит, повестку дня должна сформировать действующая власть. Мы не мягкие украинцы, которые вышли на майдан, покричали и разошлись. Если здесь начнутся какие-то проблемы с властью, какие-то реальные социальные потрясения, мало никому не покажется. В России власть всегда была больше, чем власть. И шутить с политической системой, шутить с судьбой страны, взрывоопасно.

У нас не так много времени, чтобы сформировать свое пространство. Россия должна стать страной-цивилизацией, центром евразийского союза. Это, естественно, может произойти только на условиях консолидации общества, при сохранении той политической системы и тех контуров власти, что есть сейчас. Если они будут как-то размыты, последствия окажутся катастрофическими. И именно сейчас у нас есть возможность этого избежать.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены