Что нам стоит ПИК «построить»?

Автор: 10 ноября 2016 2102
Вместо этого лесного массива появится жилой микрорайон Вместо этого лесного массива появится жилой микрорайон

Жителям Обнинска не нравится концепция нового «микрорайона без машин». При этом чиновники не считают проект таким уж плохим. Кто прав? 

Материал о новом микрорайоне «ПИК» вызвал бурю откликов среди читателей народной газеты: к обсуждению присоединились и горожане, и депутаты. И дело даже не в том, что под стройплощадку снова вырубят лес, хотя обычно именно в этом главная претензия горожан к застройщикам. Тут все гораздо серьезнее: люди боятся, что новый микрорайон может вызвать в городе транспортный коллапс.

Чем больше сдадим — тем лучше
Итак, ПИК намерен застроить участок леса возле ЦИПК — между гостиницей и улицей Королева в сторону Красных Зорь. Земля эта принадлежит ПИКу — отметим это особенно! — на правах частной собственности. Там возведут по два 9-этажных, 17-этажных и 22-этажных дома с видом на промзону. В новых высотках не планируются мусоропроводы, не предусмотрены даже баки во дворе — планируется одна контейнерная площадка на весь микрорайон.
А сами дворы хотят полностью освободить от машин. Въезд — только экстренным службам. Необходимое количество парковочных мест, чтобы соблюсти строительные нормы, «закроют» небольшой гостевой парковкой и платным паркингом — в микрорайоне под это предусмотрено два здания. Всего, как заявляет застройщик, там будет возведено около 60 тыс. кв. м жилья.
Выглядит проект красиво, идея «дворов без машин» — тоже интересна. Но надеяться, что владельцы жилья эконом-класса в массе своей будут пользоваться платным паркингом — наивно. Они будут вынуждены оставлять машины за пределами микрорайона. То есть на прилегающих улицах — Красных Зорь, Королева и Курчатова. А там уже сейчас, без всякого нового жилья, в часы пик скапливается огромное количество транспорта.

Дворы без машин, дома без людей…
— именно так охарактеризовал проект обнинец Дмитрий Русанов. «Стиральную машинку и холодильник новоселам на руках нести или «скорую помощь» вызывать?» — негодует он в соцсетях.
В рядах противников проекта оказался и блоггер Андрей Первов, бывший депутат Горсобрания. Даже он, убежденный пешеход, такую концепцию «дворов без машин» считает перебором: «Никто не думает о дорожном трафике. Пропускная способность улиц не меняется. Плюс светофоры, лежачие полицейские... Как только заселят все эти кварталы, Обнинск станет сплошной автопробкой! Печальный пример — город Пушкин».
«Такими темпами Обнинск может превратиться в аналог Красной Горки в Люберцах», — поддерживает его Алексей Крупенко.
На заседании градостроительной комиссии свое недовольство выразил и зампредседателя городского Собрания Владимир Наволокин. Позиция Владимира Васильевича основана не на эмоциях, а на здравом смысле: «Мотив застройщика мне понятен: из минимума земли он намерен извлечь максимум прибыли, и это нормально для коммерческой организации. Но ее аппетиты не должны идти вразрез с интересами города. Лично я считаю, что микрорайон очень тесный, из зеленых насаждений остается лишь тоненькая полоска вдоль ул. Курчатова. Где разместится транспорт, даже не представляю. Я бы, может, так не переживал, если бы в микрорайоне действительно была устроена полноценная социальная инфраструктура и просторные пешеходные зоны — велодорожки, детские и спортивные площадки... Но микрорайон получается настолько плотным и тесным «муравейником», что там невозможно создать полноценную инфраструктуру. Например, детский садик будет в виде пристройки к жилому зданию и сами понимаете, что ни комфортной территории для игр, ни площадки для спорта там сделать не получится. Архитекторы или строители могут со мной не согласиться, я же не специалист. Но как депутат я предвижу огромное возмущение как жителей микрорайона, так и жителей города. Если не пересмотреть концепцию микрорайона сейчас, это все равно станет головной болью той же администрации, которая сейчас достаточно «благосклонна» к этому проекту. Не сейчас, так в будущем».

Победа или беда?
У специалистов свои доводы. То, что ПИК внес хоть какие-то исправления в свою концепцию, прислушавшись к мнению города, они уже считают в некотором смысле победой... «Мы уже добились многого, «переставив» самые высокие дома — 22-этажные свечки — вглубь микрорайона, ведь изначально их хотели поставить вдоль ул. Курчатова, — говорит замглавы администрации по строительству Андрей Козлов. — По крайней мере, нынешний вариант микрорайона лучше, чем тот, что нам представили в самом начале — ПИК прислушался к нашим замечаниям. Что же до парковочных мест, то есть понятие гостевого паркинга и постоянного. Проектом преду­смотрены гостевые парковки в непосредственной близости к домам, а постоянное хранение машин — в многоярусных паркингах. Давайте жить в цивилизованном мире: купил машину — обеспечь ее хранение на паркинге, а не во дворе. В Обнинске действительно огромное количество машин, и если мы будем размещать их все «на плоскости», а не на многоярусных паркингах, город превратится в одну сплошную автостоянку. Единая концепция жилого «пешеходного» микрорайона с возведением паркинга — это, я считаю, хорошее решение. Так «устраиваются» современные городские микрорайоны — «Солнечная долина», «Циолковский», «Звездный городок». Но если я, предположим, ошибаюсь, и горожане считают, что проект плохой — хочется услышать конкретные предложения. Мы ведь сейчас обсуждаем концепцию, а не готовый проект. Хотя не уверен, что администрация может тут особо влиять на застройщика. Земля не муниципальная. Более того, за ее пределами не задействовано ни одного лишнего муниципального метра (например, под парковки), чтобы город мог диктовать какие-то условия. Мы обязаны действовать в рамках закона».
В словах Андрея Петровича можно услышать и жесткие ноты, и вибрации сомнения. «И попытку оправдания, — отмечает председатель комитета по экономической политике городского Собрания, депутат Лев Березнер. — Честно говоря, я считаю доводы Андрея Козлова неубедительными. Недостатки микрорайона очевидны. 60 тыс. кв. м жилья — это при грубом подсчете около 1000 квартир. Считайте, что приблизительно столько же будет и машин. Рассчитывать, что все люди оплатят паркинг, я бы не стал: микрорайон все-таки эконом-класса, там будут одно- и двухкомнатные квартиры. Денег у людей мало, они будут прежде всего думать о «крыше над головой», а не об удобствах микрорайона. Эти вопросы неизбежно возникнут позже, после заселения. И обвинять людей в духе «Разве вы не видели, что и где покупаете?» будет поздно, несправедливо и бессмысленно. Мое мнение — что просто красивой вывеской «Дворы без машин» декорируется элементарная жадность застройщика. Это не попытка создать комфортное и современное жилье, а способ попытаться уместить огромное количество квадратных метров жилья. Отсутствие элементарных бытовых атрибутов в виде проездов, рассредоточеных мусорных площадок, парковок приведет к возникновению проблем при эксплуатации, которые придется решать в будущем городу. Похожие проекты строят в европейских странах, только там это малоэтажные микрорайоны и создана действительно комфортная среда».

Повлиять на застройщика
А может ли город повлиять на застройщика? Большинство специалистов, которых опросила газета, не смогли внятно ответить «да» или «нет». «С одной стороны, у нас есть градостроительная комиссия, но ее решения носят лишь рекомендательный характер», — отмечает Владимир Наволокин.
С другой стороны, в городе есть примеры, когда под нажимом администрации застройщики все же меняли свои планы. «Если власть чего-то сильно захочет, она найдет тысячу возможностей и инструментов, а если не захочет — найдет миллион отговорок, — уверен Лев Березнер. — Когда речь шла о строительстве жилья за городским стадионом, администрация приложила максимум усилий, чтобы не допустить появления очередного «муравейника». В итоге застройщик снизил этажность, уменьшил количество квартир и построил совершенно другое жилье. Также отмечу, что городу необходим либо главный архитектор — подчеркну, именно архитектор, а не начальник управления архитектуры — либо орган, состоящий из архитекторов вроде архнадзора, который сможет влиять на похожие проекты и отправлять их на доработку».
Респонденты газеты единодушны в одном: ситуация не безвыходная, пока обсуждается концепция микрорайона. Это потом будет поздно. А сейчас важно, насколько активны будут жители, какое отношение к проекту они продемонстрируют — и сделать это можно будет на предстоящих публичных слушаниях. О конкретной дате, когда они будут назначены, мы сообщим в газете.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены