Куда подевались автобусы?

Автор: 15 марта 2016 1386
Рейсовые автобусы стали большой редкостью на городских улицах Рейсовые автобусы стали большой редкостью на городских улицах

Интервал движения рейсовых автобусов в Обнинске — от 24 до 72 минут! 

В народную газету обратился возмущенный читатель: «Почему цена проезда в маршрутках и автобусах одинаковая? В таких условиях муниципальный транспорт всегда будет проигрывать конкурентную борьбу маршруткам! Почему бы не установить цену проезда в автобусах дешевле на 3-4 рубля? Тогда народ начнет ездить на автобусах, а не в маршрутках, и денег у предприятия станет больше!» В качестве примера приводился опыт Петрозаводска, где проезд на муниципальном троллейбусе снизился с 17-ти до 10-ти руб.

Петрозаводский миф
Действительно, в столице Карелии в 2014 году резко снизили цену проезда на троллейбусе. Но к ожидаемому результату это не привело — люди не пересели с шустрых маршруток на медлительный муниципальный транспорт. Транспортное предприятие встало на грань банкротства. Поэтому уже в середине прошлого года проезд стал стоить 15 руб., а сейчас — опять 17 руб. Эксперимент с понижением цены троллейбусного билета признали крайне неудачным и популистским, а мэра города отстранили от должности. За разные «косяки», и за этот в том числе.
Почему в Обнинске автобус не дешевле маршрутки?
«Себестоимость поездки в муниципальном автобусе составляет 46 руб., — объясняет директор ПАТП Виктор Жилкин. — Потому что расход топлива у него 40 литров на 100 км, а у маршрутки — 10 литров. Плюс к тому — у нас огромная инфраструктура: гаражи, ремонтная база, медицинский блок и т.д. Она тоже входит в себестоимость».
Пару лет назад проезд на автобусе был дешевле, чем в маршрутке. Однако, по наблюдениям Жилкина, это не привело к тому, что народ стал предпочитать муниципальный транспорт: «Разница в 2-3 рубля для большинства людей несущественна. А автобус идет медленнее, его средняя скорость в городе — 17 км/час. Маршрутка движется в два раза быстрее». Учитывая эти факторы, какой смысл делать проезд на автобусе дешевле, чем в маршрутке? Поэтому областное правительство установило предельный размер тарифа на внутригородские перевозки. Сейчас это 16 руб.

Зачем нужны автобусы?
Муниципального транспорта в Калужской области почти не осталось. Везде работают частники. Исключения — калужский троллейбус и обнинский автобус. Еще в Жуковском районе есть крошечное муниципальное транспортное предприятие. И все. Все они убыточны. «В прошлом году наши расходы составили 127 млн руб., а сами заработали, в том числе и на заказных перевозках — 41 млн, — говорит Жилкин. — Разницу покрывает городской бюджет».
На 2016 год дотация сокращена. Теперь она 59 млн руб. Из-за экономии приходится сокращать число рейсов. В часы пик интервал движения — 24 минуты, в том числе и на самых популярных маршрутах № 2 и № 3. В рабочие часы интервал — больше часа. Автобусов в городе почти не видно, да и народу в них ездит немного.
Тогда возникает резонный вопрос: а стоит ли вообще муниципалитету содержать такую огромную махину, как ПАТП, ежегодно выделяя на его содержание десятки миллионов рублей?
«ПАТП необходим городу, — уверен вице-мэр по экономике Геннадий Ананьев. — Поэтому в планах муниципалитета — дальнейшее развитие и сохранение предприятия как неотъемлемой части социального благополучия жителей города». ПАТП — единственное транспортное предприятие, перевозящее людей по льготным ценам, а некоторые категории — и вовсе бесплатно.

Сколько стоит месячный проездной билет на автобус?
Для пенсионеров — 200 руб. Для школьников — 233 руб.
Для учащихся средних профессиональных заведений — 343 руб.
Для студентов-очников — 468 руб. Для прочих граждан — 803 руб.
Правом бесплатного проезда по годовым именным талонам обладают
А) дети до 14 лет,
Б) дети из многодетных семей до 18 лет,
В) дети-сироты,
Г) социальные работники при исполнении служебных обязанностей.

Правом на льготный проезд в автобусе обладает почти каждый второй обнинец. По этой причине закрывать ПАТП никто и не думает. Автобусы ходят редко, но они ходят, и расписание соблюдается.

Расширение льгот
Вопрос о том, чтобы льготники могли ездить дешевле и на маршрутках, встал несколько лет назад. В принципе, власть готова компенсировать частникам затраты на такие перевозки из бюджета, но как это сделать?
Придумали транспортную платежную систему (ТПС) с магнитными карточками. Испытали ее на муниципальных автобусах, недостатки в работе устранили.
Но установить систему на маршрутках не получается. Частникам это надо делать за свой счет, а они не хотят. Если условия договоров между транспортными предприятиями и городской администрацией будут предусматривать установку ТПС, то их обяжут это сделать. Вопрос времени.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены