Это тот случай, когда редакция помимо воли провела «эксперимент на себе». Во время предвыборной кампании, когда финансовая дисциплина должна быть строга, как никогда, случилось, как показалось вначале, досадное недоразумение. В платежных документах, по которым оплачивались агитационные материалы, был указан номер счета в банке ВТБ. А деньги операционист почемуто упорно переводил на счет в Сбербанке.
В финансах мелочей не бывает
Людям, далеким от финансовой отчетности, это может показаться мелочью. Средства не исчезли, небольшой технический сбой, который можно исправить. Но эта «небольшая разница» могла повлечь серьезные последствия для редакции и для кандидатов в депутаты. Предвыборные материалы не могут быть опубликованы до того, как на счет редакции поступят денежные средства. В противном случае контролирующие органы имеют полное право применить санкции, вплоть до снятия кандидата с выборов.
При этом те самые контролирующие органы строго следят за отчетностью. В платежном поручении указан номер счета, и деньги должны поступить именно туда, иначе возникает множество неприятных вопросов. И по итогам избирательной кампании не сможет отчитаться не только редакция, но и штабы кандидатов.
О неверном зачислении средств в Сбербанк сообщили сразу. Объяснения там были простые — мол, произошла ошибка. Операционист действовала автоматически — вбивала ИНН фирмы и производила зачисления средств по нему, а не по расчетному счету. Обещали исправить. Но… Все шло попрежнему. Деньги продолжали направлять по неверным реквизитам. Ни внятного объяснения, почему так происходит, ни извинений главный бухгалтер редакции так и не получила.
«Ошибочка вышла» — точка зрения закона
Между тем, Гражданский кодекс двояких толкований не допускает. Статья 865 ГК гласит: «Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении». А статья 866 того же ГК напоминает об ответственности: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность».
Вопрос так и не решен
Руководитель дополнительного офиса Сбербанка №7786/01 Наталья Шубкина видит ситуацию просто. По ее словам, главный бухгалтер редакции должна была прийти к ней на встречу и предоставить документацию с реквизитами. А раз встреча не состоялась, то и сейчас, спустя месяц, реагировать на тот факт, что Сбербанк нарушал банковские правила, никто не собирается. И исправлять свои ошибки — тоже.
Между тем, у Сбербанка есть исчерпывающая информация о клиенте, требования Шубкиной — избыточны. Чтобы добиться исполнения банком закона, выходит, нужно ходить, добиваться, чтото доказывать, тратить свое время на «воспитание» платежной дисциплины в финансовой структуре. Мало кому такая перспектива покажется привлекательной.
В последнее время все чаще приходится слышать точку зрения, которую выражают и обычные люди, и руководители. Сбербанк, по их мнению, пользуется своим привилегированным положением на финансовом рынке. Кредитная организация с государственным участием в то время, когда банки из первой сотни теряют лицензии, чувствует себя, похоже, неуязвимой. И тогда можно вести себя в отношениях с клиентами не слишком красиво и работать спустя рукава? А потому все больше людей «уходят» в другие банки с тем же государственным участием, но куда более лояльным отношением…
Зоя ЮРЬЕВА