Выживут не все

Автор: 30 апреля 2020 2760
Выживут не все

Мер по поддержке малого бизнеса явно недостаточно — угроза банкротства нависла над многими предприятиями и индивидуальными предпринимателями

 

С одной стороны, в телевизионных новостях показывают репортажи о том, как представители малого бизнеса благодарят власть за заботу в нынешних условиях. С другой стороны, бизнесмены рассказывают свои частные истории об очень тяжелой ситуации, в которой они оказались. «У меня статус индивидуального предпринимателя, — говорит женщина на условиях анонимности. — Сфера моего бизнеса прекратила деятельность по всей стране. Персонал пришлось уволить «по собственному желанию» еще в конце марта, расстались по-доброму. Льготный кредит мне не положен — сотрудников у меня нет. Получить пособие по безработице мне как индивидуальному предпринимателю тоже невозможно. Источников дохода нет никаких».

На региональном уровне

Тем не менее, кому-то удается получить помощь от государства. Как сказали народной газете в областном Агентстве развития бизнеса, с начала кризиса за помощью обратились около 1 200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей региона.

Это не значит, что помогут всем из них, но шансы получить послабления имеются.

Главный вид помощи — кредит по ставке 0,1% в размере до 1 млн руб. — на выплату зарплаты сотрудникам. На него могут рассчитывать предприятия, входящие в региональный перечень 20-ти наиболее пострадавших отраслей экономики: это гостиницы, туристические фирмы, парикмахерские, фитнес-центры, кафе и рестораны, негосударственные предприятия дополнительного образования и т.д. Кроме того, им предлагается отсрочка выплаты налогов и страховых взносов, снижение до нуля аренды помещений, находящихся в государственной собственности. Более подробная информация на сайте Агентства развития бизнеса www.arbko.ru и по телефону «горячей линии» (4842) 27-74-62.

Однако есть пострадавшие отрасли, которые не вошли в региональный перечень. К примеру, негосударственные средства массовой информации. Их обязали работать, а рекламные доходы из-за того, что практически вся сфера услуг не действует, упали до нуля. Возможно, областное правительство обратит на это внимание и расширит список.

На местном уровне

Городское Собрание во вторник приняло решение о снижении в два раза аренды муниципальной земли и помещений до конца 2020 года для предприятий, попавших в список пострадавших отраслей. Бюджет Обнинска из-за этого недополучит 1,6 млн руб.

Однако, по мнению части депутатов, меры поддержки необходимо расширять. Для обсуждения этих вопросов создана специальная рабочая группа, которая в ближайшее время сделает дополнительные предложения.

Так, по мнению депутата Льва Березнера, в список пострадавших необходимо внести управляющие компании: «Кризис неплатежей населения за услуги ЖКХ неизбежен. А управляющие компании остановить свою работу не могут».

Депутат Вячеслав Наруков считает половинное снижение арендных платежей недостаточным: «Мы выступаем за полную отмену арендной платы, но не на год, а на время действия ограничительных мер. Предприятия столкнулись с обстоятельствами непреодолимой силы. Они физически не могут платить аренду».

Еще депутаты намерены обсудить вопросы снижения или полной отмены налогов, регулируемых муниципалитетом: на землю, имущество, единого налога на вмененный налог, платежей по упрощенной системе налогообложения — опять-таки для «списочных» предприятий. «Это непростое дело, — комментирует Лев Березнер. — Важно будет понять, кому помогать, в каком объеме. При этом нужно понимать, от каких денег откажется бюджет, а это будут серьезные потери». По мнению же Вячеслава Нарукова городской бюджет в любом случае сократится: «Потери произойдут неизбежно. Начисляй налоги, не начисляй — пострадавшие бизнесы не смогут их платить. Ни к чему провоцировать недовольство людей: власть ввела ограничения по видам деятельности, и она же требует заплатить налоги!»

Члены рабочей группы надеются, что на майском заседании городского Собрания будут приняты дополнительные меры поддержки.

Правила выхода

Правительство уже озаботилось тем, как мы будем выходить из «карантина». Роспотребнадзор разработал рекомендации, разбив будущее на три этапа. Первый этап — это когда разрешат выходить из изоляции. Второй — когда кривая заболеваемости пойдет вниз. Третий — когда в регионе больных нет, а в стране еще есть.
Выполнить эти рекомендации на первом и втором этапах будет трудно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно. К примеру, в офисных и производственных помещениях менее 100 кв. м необходимо соблюсти норму площади не менее 10 кв. м на одного работника. Таким требованиям большинство малых предприятий сферы услуг не соответствует. Там либо людей больше, либо площадь меньше.
Большим кафе и ресторанам тоже предстоит открыться не скоро. В первую очередь разрешат возобновить деятельность «забегаловкам» площадью не более 50 кв. м,
где можно будет поставить не более 5 столов на 1-2 человека. На втором этапе одновременно в зале позволят разместить не более 20 человек при соблюдении «социальной дистанции».
Получается, что «правила выхода» от Роспотребнадзора очень жесткие — многим малым предприятиям выполнить их сложно, а так, чтобы при этом заработать — это вообще для многих невыполнимая задача.
Между тем власти Калужской области уже думают о том, чтобы снять с бизнеса ограничения. На одном из последних заседаний коронавирусного штаба врио губернатора Владислав Шапша сказал буквально следующее: «Несмотря на рост числа заболевших, динамика заболевания с учетом госпитализаций у нас не такая напряженная. В связи с этим я предлагаю уже сейчас подготовить план выхода из этой затянувшейся ситуации с точки зрения начала работы субъектов экономической деятельности. Понятно, что это должно быть раздвинуто во времени и должны быть выполнены все меры безопасности».

Как чувствуют себя предприниматели?

Лариса Ершова, руководитель турагентства «Планета Чайки»:

По турагентам коронавирус ударил наиболее жестким образом

В самом начале пандемии мы решили, что вода под лежачий камень не течет. Собрали сообщество турагентов, подготовили письмо в областное правительство. Ситуация на тот момент была просто отчаянная. В туротрасли не просто обнулились доходы — клиенты с забронированными турами стали требовать разрыва отношений, возникли угрозы судов. В правительстве области нам организовали встречу в Роспотребнадзоре, позже появились разъяснения для туристов. В итоге паника среди клиентов улеглась. Но проблем еще очень и очень много.

На меня как на индивидуального предпринимателя оформлены корпоративные кредиты в Сбербанке. Выбить полугодовые кредитные каникулы получилось с невероятным трудом. Что до отсрочки по платежам для сотрудников — тут банки отказывают практически всегда.

Еще одна мера поддержки — заем на выплату зарплат под 0,1%. Мы сейчас его оформляем. Но эти деньги придется отдавать, а с каких доходов, непонятно — их нет.
После 1 мая рассчитываем на выплату 12 130 рублей в расчете на работающего. Наши сотрудники — золотой фонд предприятия, мы не намерены увольнять никого, как бы тяжело ни было. А значит, нам должны выплатить эти деньги. Правда, 43% вернутся государству в виде подоходного и социальных налогов, и мне кажется, было бы правильнее не гонять деньги по кругу. Но мы все равно рады добавке.
Сейчас сложно всем. Плохо то, что нет никакой ясности, какие решения будут приниматься. Поэтому и планировать работу практически невозможно. Мы готовы взяться за любую работу, ищем самые разные варианты. Другого пути нет. Надо выстоять.


 Вероника Тодор, владелец салона оптики: 

Очки — не прихоть. Многие люди не могут без них
нормально жить. Но салоны оптики закрыты

«У меня микроорганизация, в которой работает меньше 10 сотрудников. ООО «Мир климата»: оптика. По итогам марта выручка упала на 85%, апреля — на 98%. Трое сотрудников уволились.
Это сухие цифры. А за ними стоит очень многое. Во-первых, полный хаос с нормативными документами. Неделю в апреле салон оптики был открыт, поскольку в официальном перечне товаров первой необходимости значился наш род деятельности. К тому же я работаю по франшизе, и головное предприятие в Москве продолжает выпуск продукции.
У нас провели контрольную закупку и потом пришли с проверкой. Когда я открыла тот самый перечень, оказалось, что оптики в нем уже нет. Куда пропала строчка, которую я видела своими глазами — вот же она, в распечатке — уже не объяснишь. В результате нам грозит штраф от 100 до 300 тысяч.
А клиенты не могут получить оплаченные заказы. Очки для коррекции зрения — не прихоть, а действительно необходимая людям вещь. И бесконтактным способом заказы не передашь, очки нужно примерять. Кому я только не задавала вопрос, как мне быть: стучалась во все двери, на всех уровнях, от городского до областного. Рекомендации несколько сюрреалистичные: открыть салон нельзя, но можно поставить стол на тротуаре, в 20 метрах от здания, для выдачи заказов. Не думаю, что это приемлемый вариант…
По иронии судьбы, наш салон на проспекте Маркса расположен напротив магазина, торгующего алкоголем. И любой желающий может увидеть, сколько там людей, как они выносят спиртное буквально ящиками. Яркая, наводящая на размышления картинка.
Я в бизнесе с самого начала, это не первый кризис на моей памяти. Но никогда не было такого, чтобы людям запрещали работать. Может быть, кто-то скажет: невелика беда. Но это только начало, и маховик набирает обороты. Неплатежи пойдут по цепочке, и масса вскоре станет критической. Да, меня это пугает. И страшнее всего то, что люди могут просто сдаться. Мол, будь что будет, я больше не в состоянии бороться».


 Андрей Огнев, директор кинотеатра «Синема де Люкс»:
Кинотеатр полностью прекратил деятельность 26 марта. Наше предприятие по виду деятельности имеет право на государственную поддержку. Но кредит под 0,1% на выплату зарплаты получить не удалось, хоть мы и пытались — не подошли по каким-то критериям. Можно было взять кредит под 6,5 % на операционные расходы, но решили не рисковать, потому что мы не знаем, когда нам разрешат снова работать. Сейчас закрыты все кинотеатры страны. Говорят, что на Чукотке, где зарегистрирован всего один заболевший, кинотеатр работает. Что они там показывают, не знаю.

Когда снова разрешат работать кинотеатрам, никто не знает

Единственное, чем нам удалось воспользоваться из мер поддержки — отсрочкой по уплате налогов. Это положения не спасает, но делается хоть какое-то послабление.


 Сергей Носов, директор ресторана «Лофт»:
Хорошего мало — ресторан закрыт. Работаем только по доставке. Чтобы покрывать текущие расходы, заказов не хватает. При этом мы не сократили штат. У нас отличные повара и официанты. Если уволим, где потом найдем таких же?

У нас коммерческая аренда, и арендодатель нас поддержал, снизив ставку в несколько раз. Это существенное послабление, но серьезно проблему не решает, потому что главные расходы — это зарплата.

В «Лофте» организовали доставку блюд, но это не спасает бизнес.
(На фото — сотрудник ресторана)

От государства мы не получаем никакой поддержки. Критерий, по которому оказывается помощь, — вид деятельности (ОКВЭД). Наше юрлицо регистрировалось давно, еще до открытия ресторана. И у нас формально указан иной вид деятельности, не «общественное питание». В этом сейчас камень преткновения. В то же время есть предприятия, у которых «общественное питание» на бумаге есть, а фактически — нет, и они благодаря этому имеют право на поддержку. К сожалению, помощь можно получить на основании не фактических, а формальных данных.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены