Тепловая сдача

Автор: 21 марта 2014 552

Обнинцам производят перерасчет платы за потребленное в 2013 году тепло. Населению должны вернуть порядка 1,5 миллионов рублей.

Обнинцам производят перерасчет платы за потребленное в 2013 году тепло. Населению должны вернуть порядка 1,5 миллионов рублей.

На днях в редакцию позвонила жительница города Ирина Макарова: «Я недавно получила квитанции и была приятно удивлена. Мне произвели перерасчет за тепло — вернули почти 4 тысячи рублей! Я в это до сих пор поверить не могу». Неожиданный подарок, конечно, очень приятен. Но в городе немало диаметрально противоположных историй. Так, в редакцию обратился старший по дому Энгельса, 34 Сергей Рябин. Он показал недавно полученные квитанции — в среднем жильцам «накинули» по 6,5 (!) тысяч рублей. «В 2012 году в нашем доме установили приборы учета, — рассказывает Сергей Николаевич. — И мы были очень довольны — выходила реальная экономия. Но потом прибор сломался — в начале отопительного сезона. А сейчас мы получаем квитанции с огромными суммами. Считаем это крайне несправедливым — мы не виноваты в неисправности счетчиков. И платить не хотим».

Как такое могло случиться? На людей нежданно-­негаданно сваливается требование доплатить — причем не какие­-то копейки, а несколько тысяч рублей. Разве пенсионеры или малоимущие в состоянии найти дополнительные 6 тысяч в своем кармане? В управлении соцзащиты населения поясняют, что льготные категории граждан в обязательном порядке получат 50%­-ную компенсацию. Но вряд ли это сильно улучшит ситуацию тем, кто бережет каждую копейку.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы в первую очередь обратились в МП УЖКХ — организацию, которая как раз и осуществляет перерасчет. Как пояснили специалисты предприятия, существует Постановление правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Согласно ему по итогам года в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, надо делать перерасчет за израсходованное тепло. На практике это должно происходить так: управляющие компании «сдают» данные по показаниям счетчиков, потом эти цифры сравниваются с расчетным нормативом предыдущего года. В зависимости от полученной разницы, делают перерасчет — либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Вот и получается, что одним горожанам приходят квитанции с требованием доплатить за тепло, а другим, напротив, — возвращают деньги.

«Обычно корректировка стоимости за фактически потребленное тепло происходит в начале года, — комментирует ситуацию директор МП УЖКХ Сергей Волотовский. — Если дом в 2013 году по показаниям приборов учета потребил тепла больше расчетного норматива 2012 года, то в 2014 году в квитанциях жильцы получают по статье «отопление» добор. То есть управляющая компания доберет недоплаченную услугу. Но если в прошлом году, наоборот, дом потребил коммунального ресурса меньше расчетного норматива 2012 года, населению будет возвращена излишне начисленная услуга. По Обнинску в целом больше жителей, которым, говоря бытовым языком, вернули деньги. Например, жильцам дома № 3 по ул. Королева сделан перерасчет в сторону уменьшения платы в размере 35 руб. на кв.м площади квартиры, по ул. Курчатова, 2 — в размере 26 руб. на кв.м площади квартиры. Однако немало таких домов, в которых людям придется доплатить, и, причем, порой весьма внушительные суммы. Закона, который бы обязывал людей тут же оплачивать выставленные счета, нет. Поэтому я считаю, что управляющие компании должны пойти людям навстречу и предложить рассрочку платежей».

Вот лишь несколько самых ярких примеров. Например, жильцы дома по ул. Маркса, 78 обязаны «раскошелиться» из расчета 11 рублей на кв.м площади квартиры. Как пояснили в МП УЖКХ, это связано с тем, что объем потребления оказался значительно выше нормативного. Но максимальный всплеск по допплатежам дал дом по ул. Энгельса, 34. После произведенного перерасчета выяснилось, что жильцы оказались должны по 80 рублей с квадратного метра! Где упущение? Кто допустил такой колоссальный просчет?

За разъяснениями мы обратились к директору УК ЖКУ Григорию Вайнштейну, в чьем ведении находится этот дом: «Дело в том, что там не работали приборы учета. И людям в течение года выставляли заниженные цифры по отоплению. А надо было вести расчет, исходя из общегородского норматива. То есть фактически жильцы дома весь год платили меньше, чем должны были. И сейчас они получают квитанции с увеличенными суммами». Почему же не работали счетчики? Как объясняет Вайнштейн, в свое время приборы сломались, а добиться гарантийного ремонта так и не удалось. В настоящий момент все находится в рабочем состоянии.

Как избежать подобных ошибок? «Чтобы уйти от таких неприятных событий, каждая управляющая компания должна иметь в своем штате особого специалиста — инженера-­теплотехника, который будет заниматься аналитической работой, — считает Григорий Вайнштейн. — В режиме он­лайн он должен снимать показания приборов учета и анализировать ситуацию. В таком случае любой сбой будет быстро обнаружен, а компания сможет оперативно среагировать. К сожалению, тарифной сеткой такой должности не предусмотрено. Но мы во избежание накладок в будущем уже взяли такого человека. Кроме того, не лишним было бы заранее оповестить людей о том, что будет произведен перерасчет — за месяц дать информацию в платежных квитанциях на обратной стороне и обсудить с управляющей компанией возможность рассрочки платежей для жителей конкретного дома. Кроме того, я считаю, если в течение года неверно начислялись коммунальные платежи, а это ошибка, которую «проморгали» все — и МП «Теплоснабжение», и МП УЖКХ, и УК, — то возможно, и не стоило людям доначислять квартплату (конкретно по дому по ул. Энгельса, 34). И еще. Платежи по перерасчету получает МП «Теплоснабжение», но не УК».

А директор МП «Теплоснабжение» Юрий Юрков дает подробную схему действия для жильцов, которые считают, что им неправомерно сделали перерасчет по теплу: «Сначала необходимо обратиться в свою управляющую компанию и получить там внятные разъяснения. Если они не удовлетворяют, стоит адресовать свою жалобу в МП УЖКХ. Они могут дать подробные разъяснения, т.к. осуществляют этот перерасчет по поручению управляющей компании. Ну, а далее — жилищная инспекция, которая подробно разберется, в чем дело».

В МП УЖКХ также говорят о том, что управляющим компаниям необходимо тщательнее следить за состоянием дома. Ведь много денег в буквальном смысле улетает через форточку. В Обнинске немало домов, в которых плохо утеплен фасад, окна, прохудилась крыша. И приборы учета не помогут тут сэкономить. «Конечно, все это ответственность управляющей компании, — продолжает Сергей Волотовский. — Но жильцы также должны следить за своим домом. И если УК не справляется со своими обязанностями, нельзя спокойно смотреть на это — необходимо донести всю эту информацию до жилинспекции. Ее сотрудники быстро реагируют и оказывают реальную помощь населению». Также Волотовский говорит о том, что при возникновении вопросов, граждане всегда могут обратиться в МП УЖКХ и получить разъяснения по каждой конкретной ситуации.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены