Приезжие дети

Автор: 09 сентября 2011 1625

Количество приезжих в Обнинске увеличивается. И зачастую довольно остро встает проблема социализации этих семей.

К нам приезжают из Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и других стран ближнего зарубежья, и русский язык в таких семьях знают, как правило, довольно плохо. Причем не только взрослые, но и дети. А без знания языка, понятно, ребенку в чужом для него мире жить довольно сложно.

Количество приезжих в Обнинске увеличивается. И зачастую довольно остро встает проблема социализации этих семей.

К нам приезжают из Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и других стран ближнего зарубежья, и русский язык в таких семьях знают, как правило, довольно плохо. Причем не только взрослые, но и дети. А без знания языка, понятно, ребенку в чужом для него мире жить довольно сложно. В школы города приходят ученики, которым приходится учиться на иностранном языке — русском. Они зачастую плохо справляются с программой: к примеру, не могут решить задачу по математике, потому что не понимают условия задачи. Не понимают, о чем говорит учитель на уроке… Впрочем, проблемы возникают не только у приезжих детей…Сложно и учителю работать в классе, где его в буквальном смысле слова плохо понимают. Если же в классе есть даже один-два ребенка, которые серьезно отстают, уровень общего обучения понижается, поскольку преподаватели вынуждены уделять этим детям больше внимания, чем обычно требуется ученику для усвоения предмета. Класс показывает в целом худшие результаты, чем мог бы. А, между прочим, ряд городских школ в этом году должен пройти аккредитацию…. Об этой ситуации уже говорят и директора школ, и родители.

Можно ли как-то решить эту проблему? Что намерено предпринять управление общего образования?

В Москве, например, несколько лет назад появились учебные заведения для детей, плохо знающих русский язык — школы русского языка для детей-иностранцев. Их пока немного — всего двенадцать на столицу. И в нашем городе московские методы не применишь — он слишком маленький. Тем не менее, выход из положения искать надо. Специалисты уверяют, что чем раньше ребенок начинает учить язык, тем лучше у него это получается.

«В нашей школе был случай, — говорит учитель русского языка и литературы, завуч по воспитательной работе школы №1 Марина Ивановна Борисова, — когда ученик 9-го класса сидел на уроках со словарем — пытался перевести параграф по истории с русского на родной язык. В результате он остался на второй год, а потом вообще ушел из школы. Сейчас дети сдают обязательные экзамены в девятом классе — результаты у тех учеников, для которых русский язык неродной, как правило, очень низкие. В тех семьях, где родители дома говорят на другом языке, подтянуть ребенка только силами школы до общего уровня не получается. В то же время, если ребенок из такой семьи приходит не в старшие классы, а в первый, он довольно быстро адаптируется и учится, как правило, не хуже других». К этой проблеме очень серьезно относятся в Управлении общего образования администрации города Обнинска. «Мы считаем, что решать этот вопрос нужно даже не в школе, а значительно раньше, — говорит руководитель отдела Надежда Котова. — Если мы хотим, чтобы дети, для которых русский язык не является родным, успешно адаптировались, приобщались к нашей культуре — начинать нужно с самого начала: с детских садов. Необходимо организовать обучение их русскому языку на уровне дошкольного образования. Мы намерены разработать и апробировать модель образовательного учреждения с билингвальным (двуязычным) и поликультурным компонентами. Таким образом, ни отдельные дети, ни общий уровень образования не будут страдать».

Это намерение не просто заявлено на уровне «хотелось бы», оно уже внесено в программу по развитию дошкольного образования и воспитания в Обнинске, рассчитанную на 2011-2014 годы, так что результат, надеемся, будет виден уже в будущем учебном году.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены