Эх, дороги

Автор: 24 мая 2011 1761

Федеральные дороги в районе Обнинска — железная и автомобильная — изменятся. Как это изменит нашу жизнь?

Любая модернизация, и российская не исключение, имеет свои символы. Один из них — скоростной поезд «Сапсан», хоть и сделан в Германии, ходит-то он по нашим путям, которые позволяют ему разгоняться до 250 км/час — со скоростью для российских железных дорог неслыханной. Сюда можно отнести и современные автодороги. Пока автобанов в России нет, но их строительство должно начаться вот-вот. В Калужской области, в том числе в районе наукограда, намерены реконструировать и «железку», и самую главную автомобильную артерию региона — Киевское шоссе, связывающее наш город с Москвой, а также с городами области — Балабановом, Калугой, Сухиничами, Людиновом, Кировом. После реконструкции по железной дороге начнет ходить «Сапсан», а улучшенное Киевское шоссе станет платным. Как это изменит нашу жизнь?

Федеральные дороги в районе Обнинска — железная и автомобильная — изменятся. Как это изменит нашу жизнь?

Любая модернизация, и российская не исключение, имеет свои символы. Один из них — скоростной поезд «Сапсан», хоть и сделан в Германии, ходит-то он по нашим путям, которые позволяют ему разгоняться до 250 км/час — со скоростью для российских железных дорог неслыханной. Сюда можно отнести и современные автодороги. Пока автобанов в России нет, но их строительство должно начаться вот-вот. В Калужской области, в том числе в районе наукограда, намерены реконструировать и «железку», и самую главную автомобильную артерию региона — Киевское шоссе, связывающее наш город с Москвой, а также с городами области — Балабановом, Калугой, Сухиничами, Людиновом, Кировом. После реконструкции по железной дороге начнет ходить «Сапсан», а улучшенное Киевское шоссе станет платным. Как это изменит нашу жизнь?

Не подмажешь — не поедешь

О том, что Киевское шоссе станет платным, впервые было заявлено еще в 2009 году, но тогда эта новость прошла незамеченной. Вновь к этой проблеме привлек внимание губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заявивший на пресс-конференции в Обнинске, что он сожалеет, что первым из подмосковных шоссе платным станет не Киевское, а Минское шоссе. Очень велика вероятность, что деньги за проезд по Киевке начнут брать уже в 2012 году.

Прецеденты в России уже имеются — участок трассы «Дон» в Липецкой области, и четыре дороги в Псковской области платные. Стоимость проезда от 1 до 18 руб. за километр в зависимости от грузоподъемности транспорта. 18 руб. — это европейский рекорд, столько берут с трейлеров на трассе «Остров – Вышгородок», 62 км этой дороги обходятся большегрузам в 1116 руб.

Сколько будет стоить езда по Киевке, неизвестно, на этот вопрос нигде не удалось получить ответ. В ГУ «Управление автомобильной магистрали «Москва–Бобруйск», которое обслуживает Киевское и Варшавское шоссе, нам сказали, что не имеют никакого отношения к введению платного проезда, и что вообще федеральное шоссе М-3 «Украина» передано с 1 января 2011 в доверительное управление государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор»). В госкомпании нам сказали, что «вопрос цены проезда еще не обсуждался». Не располагают информацией о цене проезда и в областном дорожном министерстве.

Такие же «непонятки» и с тем, какие участки шоссе собираются делать платными. Губернатор Анатолий Артамонов на пресс-конференции сказал, что проезд от Москвы до Обнинска останется бесплатным, а от Обнинска — и дальше на юго-запад — за деньги. В программе реконструкции Киевского шоссе, представленной «Росавтодором» — совсем другая информация. Буквально: «На первом этапе (до 2015 года) планируется осуществить: размещение системы взимания платы на реконструированном участке км 37 - км 51 (Крекшино–Селятино), реконструкцию участка км 51 – км 173 и дальнейшую его эксплуатацию на платной основе». А с 2016-го по 2020-й произойдет реконструкция и введение платного проезда по Киевскому шоссе по всем 256 километрам Калужской области. Если верить этому официальному документу, получается, что деньги будут брать за проезд от Обнинска в обе стороны, что в столицу, что на юго-запад.

Теперь вопрос, когда начнут брать плату? В программе «Росавтодора» недвусмысленно указано — сначала реконструкция, а потом — деньги за проезд. Реконструкция же — это не капитальный ремонт. По сути — это строительство новой дороги на месте старой или ее расширение. Скоро такие работы не делаются, и в самом быстром случае участок от Селятино (км 51) до поворота на Калугу (км 173) сделают не раньше 2015 года. Значит, и платный проезд должны ввести тогда же. А шестиполосный современный участок шоссе от Крекшино до Селятино уже готов, и ничто не помешает брать там деньги за проезд уже в следующем году. Можно представить, какие огромные пробки образуются на пропускных пунктах, если уже сейчас Киевское шоссе зачастую «стоит», особенно во вторую половины пятницы.

По закону, если вводится плата за проезд по шоссе, то параллельно должен иметься бесплатный дублер. И «Росавтодор» в своей программе докладывает, что такие дороги-дублеры уже имеются. Может быть, имеются в виду какие-то «козьи тропы», но если посмотреть на карту, то увидим, что бесплатное сообщение станет весьма затруднительным. До Москвы, точнее, до Подольска, ведет двухполосное Варшавское шоссе. Есть и множество других вариантов — кто ездил, тот знает. Но все они плохи по качеству дорог. Посмотрим в другом направлении. Автомобильный путь до областного центра по километражу по параллельным дорогам не очень удлинится — до Малого можно доехать через Городню, а там по «убитой» дороге Малоярославец–Калуга. А как прикажете попасть из Обнинска в южные районы Калужской области, например, в Сухиничи, Жиздру, Людиново? Как бесплатно доехать до Брянска? Конечно, объездные пути есть, но назвать их «параллельными дублерами» из-за удлинения дороги язык не повернется. Начальник отдела подготовки и реализации программ строительства дорог областного министерства дорожного хозяйства Ольга Поддубная заверила, что беспокоиться, особенно жителям северных районов области, не стоит — «местных дорог-дублеров будет достаточно». Построят новые? Улучшат старые? Ответа пока нет.

Кроме того, есть места, до которых из Обнинска можно доехать только по Киевскому шоссе, потому что других дорог нет вообще. Это, например, кладбища — Добринское и Передольское. А по какому дублеру ехать на Строительный рынок, в ГИБДД, в НПП «Технология», в НИФХИ, в ВНИИСХРАЭ?

К тому же участок Киевского шоссе между Обнинском и Калугой совсем недавно был реконструирован — эта четырехполосная дорога с качественным покрытием и разделительным барьером вполне справляется с транспортным потоком. Этот участок сейчас — лучший в области, в него вложили огромные деньги. Зачем его снова реконструировать? Бюджетные средства девать некуда? Реконструкция Киевского шоссе будет осуществляться за деньги налогоплательщиков. Потом их же заставят платить за проезд по нему. Двойная оплата — не круто ли? А отсылки к зарубежному опыту — от лукавого. Да есть немало стран с платными дорогами. Но еще больше — с бесплатными, в том числе и в Европе. Например, в Англии до сих пор действует закон XIV века запрещающий перегораживать дорогу шлагбаумом и брать деньги за проезд.

Быстрый сокол

Осенью прошлого года МЖД объявило о своих планах пустить поезд «Сапсан» от Москвы до Киева. Значит, летать этому «самому быстрому соколу», символу прогресса, модернизации и инноваций мимо Обнинска несколько раз в сутки. Казалось, нам какое до этого дело? «Сапсан», бесшумно катясь по рельсам, на станции Обнинское останавливаться не будет. Но нашу жизнь он осложнит — однозначно.

После того, как «Сапсаны» начали ходить между Москвой и Петербургом, жители станционных городов Тверской и Новгородской областей не обрадовались. Во-первых, из-за этих скоростных поездов навсегда отменили несколько электричек, и те, кто привык добираться ими до работы или учебы, вынужден был пересесть на более дорогие автобусы или маршрутки. То же самое произошло и после того, как «Сапсан» полетел из Москвы в Нижний Новгород — этот поезд тоже создал проблемы пригородному сообщению. Если так, то и мы исключением не станем — несколько электричек до Москвы наверняка отменят. С одной стороны, казалось бы, ничего страшного — есть автобусы и маршрутки. Кроме того, на нашем юго-западном направлении сложилась парадоксальная ситуация — добираться электричкой до Москвы дороже, чем автотранспортом. Но это в случае разовой поездки. Для тех же, кто ездит часто или вообще каждый день, электричка, благодаря проездному билету, — самый дешевый транспорт. Значит, для обнинцев, работающих в Москве и ездящих туда каждый будний день, пуск «Сапсана» на нашем направлении может доставить значительные неудобства. Заметим, добираться автотранспортом до Москвы становится все неудобнее — много пробок. А когда Киевское шоссе станет платным, их станет еще больше — терминалы оплаты создадут эффект бутылочного горла. Да и «Газели», используемые в качестве маршруток, крайне небезопасны — при столкновении на большой скорости уцелеть в ней невозможно, что и показала жуткая авария, случившаяся на Киевском шоссе несколько лет назад, тогда погибли семеро пассажиров «Газели», остальные получили тяжелые ранения.

Второе. На тех линиях, где ходит «Сапсан», железнодорожные переезды закрывают за полчаса до появления поезда. Обнинску это ничем не грозит, у нас переездов, слава Богу, нет. Зато они есть неподалеку. Самый неприятный переезд в окрестностях Обнинска — на Варшавском шоссе в трех километрах от Малоярославца. На нем даже в обычной ситуации скапливаются десятки машин, а если его закрыть на полчаса, пробка получится внушительной.

Третье. «Сапсан» несется бесшумно и непривычно быстро — поэтому предупреждение «Железная дорога — зона повышенной опасности» станет по-настоящему серьезным. «Чугунка» же несколько километров проходит в границах города, и народа, особенно детей, гуляет там не мало. Дорога же огорожена только в районе вокзала и Кончаловского туннеля. Значит, в целях безопасности ее нужно будет огородить полностью, как дорогу Москва–Петербург.

Когда «Сапсан» начнет регулярные рейсы до Киева, неизвестно. Об этом в РЖД не говорят. Для того чтобы на юго-западном направлении пустить скоростной поезд, требуется капитальный ремонт пути. Нынешнее состояние нашей железной дороги позволяет развивать скорость не более 140 км/час. Поэтому «Сапсан» появится в наших краях не скоро. Но рано или поздно появится обязательно. Получается, что единственная польза от «Сапсана» — он может дать эстетическое наслаждение своими прекрасными формами и невиданной на железной дороге скоростью. В остальном скоростной поезд принесет местным жителям проблемы — большие и маленькие.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены