«Последний из могикан»

Автор: 14 февраля 2013 1242

«Икарус» с гармошкой скоро останется только в нашей памяти — в прямом и переносном смысле: в ПАТП на линии такой один.

До последнего времени они работали вдвоем: старенькие «Икарусы», оба пенсионного возраста. Шутка ли: 1977 год выпуска! Сегодня на линии остался только один: его коллега окончательно вышел из строя. Вид безколесной машины, погребенной под большим снежным сугробом рядом с ПАТПовскими гаражами, выжимает слезу даже у самых суровых механиков и водителей. Когда­-то она возила спортсменов на Олимпиаде­-80! Увы, до новой Олимпиады­-2014 наш «пенсионер» не дотянул буквально год…

«Икарус» с гармошкой скоро останется только в нашей памяти — в прямом и переносном смысле: в ПАТП на линии такой один.

До последнего времени они работали вдвоем: старенькие «Икарусы», оба пенсионного возраста. Шутка ли: 1977 год выпуска! Сегодня на линии остался только один: его коллега окончательно вышел из строя. Вид безколесной машины, погребенной под большим снежным сугробом рядом с ПАТПовскими гаражами, выжимает слезу даже у самых суровых механиков и водителей. Когда­-то она возила спортсменов на Олимпиаде­-80! Увы, до новой Олимпиады­-2014 наш «пенсионер» не дотянул буквально год…

О судьбе последнего из «Икарусов» в муниципальном предприятии ПАТП с грустью говорят: работать ему тоже недолго — буквально до первой поломки. Запчастей нет, и взять их неоткуда — в округе просто не осталось таких древних экземпляров, чтобы можно было позаимствовать старые детали…

«Мы ведь единственное муниципальное транспортное предприятие на севере региона, — говорит директор МП ПАТП Виктор Жилкин. — В районах таких, как мы, уже нет, да и в Калуге есть только одно. Перевозки пассажиров отдали на откуп частных перевозчиков. Но к чему это привело? Нет нужды объяснять, в каком состоянии они выходят на линию — ржавые, старые, переделанные «на коленке». Льготников возят без особого энтузиазма. Однажды я проехал ради любопытства и, честно говоря, стало противно — насколько они чисты в санитарном плане? Многие «Газели» ночуют во дворах, просто снимая все таблички с номерами и данными о владельце: по виду и не скажешь, что пассажирская. Отсюда недовольство жителей и страшные аварии».

Кстати, в Калуге на днях объявили: к лету город должен избавиться от «Газелей» на пассажирских перевозках. Эту идею продвигали давно — говорил и губернатор, и городской голова, и вот, наконец­-то, появилось конкретное решение. Город решил ориентироваться на транспорт бОльшей вместимости — закупает троллейбусы. А что же в Обнинске?

«Будет интересно изучить опыт областного центра, но я ни минуты не сомневаюсь, что он будет положительным, — рассуждает Жилкин. — Хотя считаю, что намеренно бороться с маршрутками, да и вообще с кем-­либо, не нужно. Необходимо создать такие условия, при которых они сами прекратят свою деятельность. Необходимо развивать муниципальный транспорт. Именно на это сделал сейчас ставку столичный мэр Сергей Собянин, обеспечив и выделенные полосы, и приобретение новых единиц авто. Мне кажется, будет правильно, если и Обнинск пойдет по тому же пути. Во­-первых, это выгодно для льготников — а у нас их ни много, ни мало, 43 тыс. человек! Во­-вторых, это значительно разгрузит улицы в часы пик: пробки в городе уже никого не удивляют. Например, в Литве в качестве одной из мер борьбы с пробками горожанам предложили бесплатные билеты на общественный транспорт, если они откажутся от личных авто. Многим этот вариант понравился».

Горожане признаются: они бы и рады ездить на автобусах чаще. И дело даже не в разнице в стоимости проезда — сегодня проезд в автобусе и «Газели» отличается на рубль. «В городском автобусе мягкие сидения, и там гораздо чище, — рассказывает читательница Валентина Мягкова. — Ехать в нем не страшно. Единственный минус — автобус ходит реже маршрутки. Если я сильно не тороплюсь, предпочитаю дождаться автобус. Но когда опаздываю — вынуждена пользоваться «Газелью».

В ПАТП отвечают: ездили б хоть каждые три минуты, если бы имели огромный автопарк. «Еще десять лет назад в нашем автопарке было 85 машин, сегодня — около полусотни, — объясняет Жилкин. — Многие выходят из строя. Например, в начале двухтысячных город приобрел 19 разноцветных автобусов МАЗ. Сегодня им по 12 лет, большая их часть уже требует капитального ремонта. Они часто ломаются, а запчастей на них нет. В новом году планируем приобрести пять автобусов: три ЛиАЗа и два ПАЗа. Что­то в очередной раз спишем. Скорее всего, это будет последний «Икарус»…

 

Самому старому обнинскому автобусу хотят поставить памятник

Для старожилов ПАТП автобус «Икарус» — символ целой эпохи. Несмотря на то, что в гараже имеется экземпляр и постарше — «Мерседес» 1976 г.в. Спроси, пожалуй, любого сотрудника предприятия, и он признается, что испытывает к «Икарусу» особые — нежные — чувства: он очень вынослив, легок в починке и прост в эксплуатации. Недавно транспортники вышли с инициативой поставить автобусу памятник: водрузить на бетонный постамент остов старенького «Икаруса». Правда, установить в городе автобус не дали — нет места, посоветовали ставить памятник на территории ПАТП. Там хоть и места немало, но кто ж его там увидит? А ведь экземпляр достойный: 36 лет непрерывной эксплуатации, в любую погоду, и по нашим­-то дорогам! Это уже рекорд, который действительно стоит увековечить.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены