Новое «коммунальное» мышление

Автор: 19 декабря 2010 2711

«Далеко не все люди, ставшие собственниками жилья, научились ими быть. И дело не только в финансовой составляющей, но и в отношении людей к своему жилью», — уверен руководитель управляющей компании ЖКУ Григорий Вайнштейн.

Вряд ли какая сфера способна сравниться с коммуналкой по количеству и глобальности изменений и реформ, произошедших за последние десять лет. Сперва была массовая приватизация жилья — людям дали возможность оформить на себя собственность. Тогда еще у населения было мало понимания, чем это обернется: людям хотелось стать хозяином жилья, продавать его, менять, передавать по наследству детям и внукам, не опасаясь, что в соседнюю комнату кого-нибудь подселят или вовсе попросят освободить площадь… Да и не беда, что немного квартплата повысится: главное, что квартира — она моя. Словом, в то время казалось, что ты приобретаешь уверенность в будущем.

«Далеко не все люди, ставшие собственниками жилья, научились ими быть. И дело не только в финансовой составляющей, но и в отношении людей к своему жилью», — уверен руководитель управляющей компании ЖКУ Григорий Вайнштейн.

Вряд ли какая сфера способна сравниться с коммуналкой по количеству и глобальности изменений и реформ, произошедших за последние десять лет. Сперва была массовая приватизация жилья — людям дали возможность оформить на себя собственность. Тогда еще у населения было мало понимания, чем это обернется: людям хотелось стать хозяином жилья, продавать его, менять, передавать по наследству детям и внукам, не опасаясь, что в соседнюю комнату кого-нибудь подселят или вовсе попросят освободить площадь… Да и не беда, что немного квартплата повысится: главное, что квартира — она моя. Словом, в то время казалось, что ты приобретаешь уверенность в будущем.

Сложности начались, когда люди столкнулись с необходимостью содержания, обслуживания и ремонта этих квартир. Оказалось — все не так-то просто и не так-то и дешево. В 2005 году был принят Жилищный кодекс, который прописал права и обязанности собственников жилья, ввел понятие «частная управляющая компания». Началось с мелких недоразумений — например, в приватизированные квартиры уже не приходил «бесплатный» сантехник или электрик… На самом же деле подтекший кран — это еще «цветочки»: вскрылись и глобальные проблемы жилищного фонда — фасады, крыши, лифты и коммуникации во многих городских домах требовали многомиллионных ремонтов.

«Раньше у людей таких проблем не возникало, — говорит директор ООО «ЖКУ» Григорий Вайнштейн. — Люди оплачивали квартплату, не задумываясь, что необходимо ремонтировать в своем доме, в каком состоянии находятся инженерные коммуникации, кровля, лифт и так далее. А потом, когда все навалилось, у жильцов появилось недовольство и обиды: мол, на нас все проблемы спихнули! Многие даже не могли понять, почему они, приватизировав 18 метров, должны заниматься еще и коридорами, подвалами, местами общего пользования. А ведь по Жилищному кодексу это тоже их собственность. Только общая. И возникла такая ситуация, когда люди вроде бы и стали собственниками, но еще не научились ими быть».

Облегчить людям бремя содержания жилья была призвана программа капитального ремонта, где 95% его стоимости выделялось из Фонда реформирования ЖКХ и местного бюджета, а 5% оплачивали собственники — в приватизированных квартирах люди, а в муниципальных — городской бюджет. Но попасть в нее — не так-то просто. Во-первых, требовалась инициатива снизу: люди должны сами захотеть и проголосовать большинством за то, чтобы оплачивать эти самые 5%. Во-вторых, возможности Фонда — не безграничны: далеко не все можно починить за его счет. Да и работа по этой программе не вечна — на сегодняшний день известно, что она продлится до 2012 года, а уж что будет потом…

«Что бы там ни говорили об итогах программы и ее дальнейшей судьбе, лично я считаю, что она сыграла огромную роль, — говорит Вайнштейн. — Прежде всего, финансово смягчила переход от старой системы к новой. Но главное — она помогла воспитанию у людей чувства собственника. Теперь их интерес сосредоточен не на одной батарее в своей квартире, а на проблемах всего дома: участвуя в программе капремонта, они о них узнали, разобрались, сумели расставить приоритеты — за что надо взяться в первую очередь. И, конечно, участвуя своими пятью процентами в финансировании работ, стали бережнее относиться к имуществу. Конечно, не могу сказать, что такое вдумчивое отношение демонстрируют все собственники: по моим личным подсчетам — таких людей 15-20%. Но по жителям, которые приходят ко мне на прием, я вижу: процесс идет, эта цифра потихоньку растет. И уверен, что со временем человек из собственника на бумаге превратится в реального хозяина своего жилья. Главное — помогать ему в этом, не бросая на произвол судьбы».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены