На днях было объявлено об изменении расписания всех городских автобусов в сторону увеличения времени ожидания. Все последнее время люди жаловались на несоблюдение расписания автобусами ПАТП, обращались в администрацию города, звонили с претензиями на само предприятие. Выход нашелся — но не такой, какой они ожидали, однако в сложившейся ситуации закономерный: теперь интервалы в движении вырастут с 18 до 24 минут на «двойке» и «тройке», а на «четверке» и «девятке» они составят 45 минут.
Причина банальна — ПАТП терпит убытки, они выросли уже до 80 млн в год, автобусный парк стремительно сокращается. Еще в прошлом году на линию выходили 68 автобусов, сейчас осталось 47. Полноценной замены не планируется, разве что выделены средства на приобретение автобуса, специально приспособленного для нужд маломобильных граждан — мам с колясками, инвалидов.
«Люди часто задают мне вопрос — почему ПАТП убыточно, куда деньги бюджетные расходуются? — говорит начальник управления торговли, транспорта и связи Анна Красикова. — Мол, маршруток полно, значит, пассажирские перевозки — дело прибыльное. Если бы все полностью оплачивали проезд, себестоимость одной поездки была бы 14 рублей. Но около 90% перевезенных пассажиров — льготные категории граждан. Себестоимость одной поездки приближается к 30 рублям. При этом предельная стоимость поездки в Калужской области законодательно ограничена, в городском транспорте она не может превышать 16 рублей. То есть установленный тариф не покрывает все издержки.
С учетом того, что автобусы МП ОПАТП не оборудованы персонифицированной системой учета перевезенных пассажиров, возмещение за их перевозку производится не в полной мере, а лишь частично.
Именно поэтому было принято решение, о котором уже давно заявлено — привлечь к перевозке льготников маршрутные такси».
С ней солидарен руководитель ПАТП Виктор Жилкин: «Если бы льготников возили все, количество автобусов можно было бы безболезненно сократить. А сейчас они ходят даже не полупустые, а практически полностью пустые. Мы считали, «на круг» по «четверке» и «девятке» выходит всего 15 человек. На популярных «двойке» и «тройке», кстати, не намного больше — 25». А ведь автобус гораздо дороже в обслуживании, чем маршрутное такси, и отправлять его для перевозки буквально нескольких человек очень накладно. Вроде бы напрашивается вывод о приобретении взамен «мастодонтов» небольших маршруток. Но, по словам Виктора Павловича, речь о таком развитии событий не идет и средства не запланированы.
В общем, никаких споров насчет необходимости «размазывания» перевозки льготников по разным транспортным средствам нет. Разговоры ведутся давно, но каждый раз переносятся сроки появления так называемых валидаторов — устройств для считывания электронных карт, которыми предполагается снабдить всех льготников. Организация, выигравшая конкурс, подсчитав все тщательно, от «почетного права» обеспечить работу этой сложной системы отказалась. Сейчас определена другая — ООО «ЕИРЦ». Правда, когда именно заработают валидаторы, в администрации, наученные прежним опытом, не сообщают.
Дополнения к материалу:
[toggle_box]
[toggle_item icon="no" title="КСТАТИ"]
- В Госдуме готовится к рассмотрению проект закона об организации пассажирских перевозок. Правда, касается он, в основном, междугородних маршрутов. Важно, что закон ставит знак равенства между государственными и частными перевозчиками. Законопроект предусматривает, что каждый перевозчик может инициировать процедуру открытия маршрута по нерегулируемым тарифам — то есть таким, где цена поездки не ограничивается, можно назначить такую, какую бизнесмены сочтут целесообразной. На сегодняшний день в Обнинске все маршруты осуществляются через муниципальные конкурсы, «посторонние» бизнесмены в городе не работают. При этом маршрутов, на которых работали бы только частники, без «дублирования» их ПАТП, нет.
[/toggle_item]
[/toggle_box]
[toggle_box]
[toggle_item icon="no" title="ТЕМ ВРЕМЕНЕМ"]
- Во многих районах нашего региона ПАТП «умерли», не выдержав конкуренции с маршрутками. И оттуда регулярно обращаются к обнинцам с просьбой организовать междугородние маршруты. «Обнинское ПАТП нужно сохранить, — уверен его руководитель Виктор Жилкин. — Нас можно и нужно видоизменять, но закрывать нельзя. Это, в том числе, вопрос безопасности. В городе несколько ядерно-опасных объектов. Случись что — кто будет проводить эвакуацию населения?»
[/toggle_item]
[/toggle_box]