Если заглянуть в «Атлас новых профессий», тех, что будут востребованы на рынке в ближайшие годы, там преобладают технологические специальности. Например, инженер-робототехник, пищевой инженер, проектировщик умной среды, разработчик беспилотных систем, архитектор виртуальной реальности. Учреждение дополнительного образования «Академия Технолаб» вот уже несколько лет обучает школьников азам этих профессий.
«Взять того же инженера-робототехника, — поясняет директор «Академии» Вадим Макаров. — Чтобы овладеть этой профессией, будущий специалист должен хорошо разбираться в автоматизированных системах, программировании, управлении процессами, не говоря уже о фундаментальных знаниях в области физики, механики и электротехники. Детское желание играть, фантазировать, создавать мы выстраиваем по проектному методу. То есть на каждом этапе ребенок создает что-то конкретное и может это представить, «защитить».
Такой опыт «Технолаба» теперь намерены тиражировать во всех школах города — у нас создают распределенный детский технопарк. Уже сейчас начаты ремонтные работы в школьных кабинетах технологии. После — закупят и установят современное оборудование.
«Мы не преследуем цель поставить обучение инженеров на поток, — рассказывает Макаров. — Ребенок сам выберет то, что ему больше по душе. Но мы все понимаем: школьник должен быть подготовлен к современной жизни. А потому ставим перед собой две задачи: дать базовые знания, определенную эрудицию и по возможности увлечь, заразить ребят будущими специальностями».
Надо признать, у обнинских ребят по отношению к сверстникам из других районов области есть ощутимое преимущество. Обнинск уникален тем, что он не только наукоград. Он активно включился в глобальные проекты будущих преобразований. Взять то же создание научно-технологического центра на базе ИАТЭ НИЯУ МИФИ, о котором сейчас много говорят. «Парк атомных и медицинских технологий», а именно так будет называться ИЦНТ, станет базой для ядерной медицины и фармацевтики, создания информационных и коммуникационных технологий, исследований в области новых материалов, лазерных технологий. Совершенно очевидно, что центру будут нужны специалисты. А для Обнинска идеально, если его наполнят собственные молодые кадры. Сейчас они учатся в школах, поступают или заканчивают ИАТЭ, пробуют разрабатывать и защищать собственные проекты, чтобы завтра влиться в реальную проблематику, причем, сразу федерального масштаба.
Сегодня при помощи таких учебных проектов, как «Академия Технолаб» и «Кванториум», заново оформляется система дополнительного образования детей. Чем она отличается от системы среднего образования? Во-первых, в ней занимаются исключительно мотивированные дети, во-вторых, здесь сделана ставка на будущее, на те знания и навыки, которые будут остро востребованы завтра. Вадим Макаров уверен, что такой путь позволит Обнинску выйти на новый уровень развития, и что будущие инженеры внесут решающую лепту в реализацию проекта инновационного научно-технологического центра.