Наставник олимпийцев

Автор: 20 марта 2018 1711
Наставник олимпийцев

Преподаватель гимназии Галина Зубарева  воспитала победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад по русскому языку и литературе


«Новая среда» открывает серию публикаций о номинантах городского конкурса «Человек года — 2017». В нем участвуют лучшие из лучших. В каждой из номинаций (наука, производство, гражданская инициатива, образование, культура и т.д.) победит кто-то один. Но сам факт выдвижения на конкурс — значимое событие для номинанта, означающее признание его заслуг. Сегодня мы рассказываем о Галине Зубаревой, учительнице русского языка и литературы обнинской гимназии.

Гимназия — фабрика чемпионов

— Как вам удается добиваться таких успехов? — спрашиваю Галину Георгиевну.

— Это результат совпадения усилий ребенка и педагога, — отвечает она. — Как и в работе тренера и спортсмена, у нас важна совместная деятельность. Настя Клещенко, добившаяся наивысшего результата на всероссийской олимпиаде по русскому языку, поразила меня еще пятиклассницей. Она тогда пропускала много уроков по болезни. Но, когда приходила, отвечала так, как будто я ей это все объяснила. Она невероятно работоспособна и очень талантлива. А еще ей важно быть первой, но она вовсе не выскочка, это человек со здоровыми, обоснованными амбициями. Свою роль сыграла и семья: ее мама — отличный учитель математики, дед — бывший директор ВНИИСХМ. Наследственность хорошая.

Кроме всюду побеждающей Насти Клещенко, которая сейчас учится на 1-м курсе факультета международных отношений МГИМО, Галина Зубарева приложила руку к тому, чтобы еще одна гимназистка — Полина Соур — стала призером всероссийской олимпиады по литературе. А всех победителей городских и областных олимпиад и не перечислишь, так что ни о какой случайности речи быть не может — в гимназии налажена целая система подготовки «чемпионов».

— Правда, что, условно говоря, учеников-отличников можно разделить на олимпиадников и не олимпиадников?

— Конечно, правда. У них мозги по-разному устроены. На олимпиадах, кроме отличных знаний на уровне 3-го курса вуза, требуется еще и мастерство исследователя. Поэтому олимпиадников начинаю пестовать с 5-го класса. Ребята приходят на кружок русского языка, где мы разбираем олимпиадные задания, решаем сложные задачи. А по литературе — это спецкурсы.

— В этом году успехи есть?

— В этом году я работаю в пятых и восьмых классах. Моя 8-классница победила в городской олимпиаде по литературе. Но соревнования более высокого уровня для этого возраста не предусмотрены. Возможно, она проявит себя в следующем году. Есть талантливые пятиклассники с хорошими олимпиадными перспективами, но о них еще рано говорить.

Я учитель

Галина Зубарева рассказывает, что в финале всероссийских олимпиад самая большая команда — московская, это человек сто, половина из которой становится победителями и призерами. Ничего удивительного в этом нет. Московские олимпиадники в 9-м классе попадают в руки вузовских преподавателей, и столичную сборную готовят серьезно и целенаправленно. «Московские коллеги, когда Настя Клещенко показала наилучший результат, были очень удивлены, что мы готовились к всероссийскому финалу без профессоров», — говорит Галина Георгиевна. Но, по ее мнению, так быть не должно: «Хотелось бы, чтобы областное министерство образования привлекло Калужский университет для подготовки ребят к всероссийским финалам, можно было бы организовать занятия по выходным дням и на каникулах».

… — Я еще с дошкольного детства мечтала стать учительницей, — вспоминает Зубарева. — Школьницей помогала проверять тетрадки. Когда собралась поступать в педагогический институт, мама была сильно против. А я сказала, что все равно поступлю.

— Сейчас жалеете?

— Конечно, нет. Но хотелось бы сократить нагрузку, чтобы было не больше 18 уроков в неделю, чтобы работать для своего удовольствия и на радость ученикам. Жалею о том, что своим родным людям не уделяла нужного внимания. В свое время от мужа получила упрек, что у нас вся жизнь подчинена школе. Потом в этом меня упрекнул сын. А однажды пошла гулять с пятилетним внуком в Белкинский парк. Через два часа говорю ему, что пора возвращаться домой, мне пора готовиться к урокам. А он мне в ответ: «Бабушка, у тебя всегда уроки!». Иногда слышу, как женщины жалуются, не знают, как вечер убить. Я не могу этого понять, мне всегда не хватает времени. Надо мной, бывает, смеются: ты пашешь, как лошадь. Тогда отвечаю, что я не лошадь. Я пони. Размером не вышла.

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены