Это что такое?
Если исходить из принципа «художника может обидеть всякий», конечно, лучше промолчать. Однако скульптуру Учительницы поставили у школьного входа, мимо нее каждый день проходили как минимум тысяча человек — школьники, их родители, а еще и учителя, которым памятник посвящен. А еще всякий любопытный мог с улицы завернуть в школьный двор и посмотреть — вход на территорию школы свободный. По этой причине промолчать невозможно — скульптура была выставлена на всеобщее обозрение.
Памятник Учительнице установили накануне нового учебного года, ее фотографии сразу же появились в интернете, и язвительных комментариев было не счесть. Пожалуй, воздержимся от цитирования, чтобы опять-таки — не обижать художника, человека в глубоко преклонном возрасте.
Предоставим слово профессионалам. «К скульптору и его произведению возникают вопросы», — довольно мягко реагирует Оксана Грицук, председатель комитета по контролю в сфере рекламы. Заслуженный художник России Александр Шубин высказывается более определенно: «Фигура непропорциональна. Это самодеятельность».
Да и заказчика, директора школы № 4 Владимира Светлакова памятник не очень порадовал: «Скульптура мне не очень понравилась, но автор старался и сделал, как смог». Кстати, статуя досталась, со слов Светлакова, школе бесплатно: «Автор документально оформил передачу в дар».
В обход правил
Это что ж получается — в Обнинске всякий желающий может «безнаказанно» изваять, что хочешь и установить, где хочешь? Судя по тому, что случилось, да, может.
В Обнинске нет худсовета, который определял бы, какие скульптуры ставить в городе. Но есть топонимическая комиссия при городской администрации, которая и выполняет «цензурные» функции.
В 2018-м городское Собрание приняло Положение, которое регламентирует установку памятников и мемориальных досок. По этому документу ничего в городе просто так поставить нельзя. Цитируем: «Сооружение памятника или памятного знака осуществляется по результатам рассмотрения ходатайств комиссией либо по результатам конкурса на лучший эскизный проект». И действительно, практически все скульптуры, установленные в городе, «прошли» через топонимическую комиссию и получили разрешение на установку от городского Собрания.
Однако в случае со школой № 4 было не так. Памятник Учительнице поставили в обход правил. Но Владимир Светлаков считает, что он ничего не нарушал. С его слов, на территории школы устроены детская и спортивные площадки, есть планы на заднем дворе поставить деревянные скульптуры — для этого никаких согласований не требуется. И десять лет назад рядом со школой поставили бюст адмирала Осипенко, чье имя носит учебное заведение — тоже без согласований.
К бюсту адмирала по качеству исполнения тогда никаких вопросов не возникло. Возможно, поэтому никто и не обратил внимания, что он не согласованный. Кстати, памятник Осипенко по гипсовой модели скульптора Кербеля изготовил все тот же мастер, что и сотворил Учительницу.
Результат же наших бесед со Светлаковым оказался неожиданным — Владимир Борисович перезвонил и сказал: «Я принял решение демонтировать скульптуру. Мы ее установим внутри здания, в школьной картинной галерее». Решение компромиссное — и скульптору не очень обидно, и те, кто недоволен его произведением, больше статую не увидят.
Как сказала Оксана Грицук, сейчас составляется городской реестр всех памятников, уличных скульптур и мемориальных досок: «С целью наведения порядка в деле их учета и легализации». Можно сказать, что комиссии, составляющей реестр, повезло — ей не придется думать, что делать с Учительницей — ее больше нет.
И еще памятники
Одновременно с обнинской Учительницей, в Калуге появился памятник врачам, погибшим в борьбе с ковидом. Его поставили в стороне от многих людских глаз — во дворе Дома народного творчества. Можно представить, как к этому изваянию отнеслось медицинское сообщество, да и не только оно — интернет в этом случае тоже полон язвительных комментариев. Недовольство людей понять можно. Художественный уровень исполнения скульптуры оставляет желать лучшего.
А в Москве в эти дни выставлено скульптурное изображение Сергея Есенина. К нему нет вопросов по мастерству, его изваял скульптор явно умелый. Но сама композиция «падшего ангела» у многих вызвала, мягко говоря, недоумение — сломанные «ангельские» крылья больше похожи на части тела морских животных, поэтому к памятнику уже приклеилось народное название «ласты склеил». И нужна ли такая память о великом русском поэте, тоже вопрос.