«Технологии» покорны все стихии

Автор: 08 июля 2021 4934
«Буран» — легенда отечественной космонавтики «Буран» — легенда отечественной космонавтики

Когда говорят, что Обнинск — Город первых, это, прежде всего, конечно, о людях. Их талантом и душой создан город. Но у нас есть целые предприятия, которые умеют работать только так, чтобы быть первыми и исключительными.

 И особое почетное место в этом победном списке по праву принадлежит ОНПП «Технология» им. Ромашина.

Варка стекла во ФНИИТС

Вот уже более 60 лет ее ученые и конструкторы, инженеры и изобретатели решают сложнейшие задачи, придумывают и выпускают уникальные материалы и конструкции с фантастическими свойствами, до которых не дотянуться конкурентам со всего мира. И, конечно, обо всех удивительных победах «Технологии» в газете рассказать невозможно. Но вот про главные стоит знать каждому горожанину — ведь это наша с вами слава.

«Буран»

Мало кто об этом задумывался, но внешний облик «Бурана» — продукция «Технологии». Именно здесь были созданы уникальные стекла, выдерживающие колоссальные перепады температур и защищающие экипаж от радиации. В цехах и лабораториях обнинского НПП разработана и изготовлена узнаваемая «черно-белая шуба» — керамическое покрытие, сберегающее корпус космического корабля при проходе через плотные слои атмосферы. Каждый 10-й килограмм веса гордости отечественного ракетостроения создан руками сотрудников «Технологии».

Мавзолей

После того, как на мавзолей Ленина в 1973 году было совершено нападение, саркофаг вождя революции решили заменить, сделать так, чтобы и вождя было хорошо видно, как будто нет никакого стекла, и чтобы оно обладало необыкновенной прочностью. Задачу поставили перед обнинским НПП. Там решили применить новейшую по тем временам технологию ионообменного упрочнения стекла, чтобы его прочность возросла до 150 кг/мм, а прозрачность осталась абсолютной. Работы были засекречены, тайну состава и технологии, обеспечившие уникальное сочетание прочности и превосходные оптические характеристики, открыли только в начале 90-х. Работа оказалась не одноразовой: в Обнинске изготовили аналогичную защиту для памятных мемориалов лидерам Анголы, Болгарии, Вьетнама и Северной Кореи.

Большой адронный коллайдер

Большой адронный коллайдер.
Бозон Хиггса был пойман детектором с опорной конструкции «Технологии»

В 2012 году детектор большого адронного коллайдера Atlas зафиксировал бозон Хиггса. Это стало открытием исторического масштаба. А «поймана» частица была детектором, установленным на углепластиковой опорной конструкции, которую разработало и изготовило ОНПП «Технология». Больше в мире никто не смог гарантировать соблюдение заданных проектировщиками требований.

«Протон-М»

Только на первом этапе модернизации самой массовой ракеты-носителя, благодаря композитным обтекателям производства «Технологии», вес «Протона» уменьшился почти на полторы тонны. Сейчас идет четвертый этап и суммарный эффект достиг двух тонн. Уже выполнено более 100 пусков ракет этой модификации, и если считать, что вывод на орбиту 1 кг груза сопоставим со стоимостью 1 кг золота, экономический эффект от обнинской разработки исчисляется миллиардами рублей.

Остекление для боевой авиации

Металлооптические покрытия «Технологии» не только защищают пилотов боевой авиации от ультрафиолета и солнечного жара, но и снижают заметность самолетов на радарах противника, экранируя электромагнитное излучение. Эти покрытия постоянно совершенствуются. Сегодня они способны защитить летчика даже от светового излучения при ядерном взрыве.

Конструкционная оптика для судов

Стекла «Технологии» — это не только авиация и железнодорожный транспорт. Во многом именно благодаря обнинскому предприятию зрители увидели затонувший «Титаник». Джеймс Кэмерон снимал эти фрагменты через иллюминаторы, изготовленные обнинским НПП для батискафа «Мир» — его режиссер арендовал для съемок своего знаменитого фильма. Через поликарбонатные стекла, изготовленные в Обнинске, видят красоты Черного моря пассажиры скоростной «Кометы 120М». Обнинское остекление надежно защищает экипажи многих паромов, плавкранов, круизных судов и даже ледокола «Россия».

Ворота для железно-дорожных тоннелей

Ворота из композитов установлены в двух тоннелях Байкало-Амурской магистрали. Композитные створки обеспечивают устойчивый микроклимат в инженерном сооружении. А это совершенно необходимо, особенно в зимнее время, когда замерзающая влага способна вывести из строя автоматику и различные механизмы. Каждая створка — трехслойная панель размером почти 7 на 3 метра и весом 850 кг. Прочная и надежная, благодаря особенности конструкции, она может быть разрушена локомотивом в случае возникновения нештатной ситуации без причинения повреждений железнодорожному составу.

Каркасы солнечных батарей

Максимальный удельный вес основы для солнечных батарей составляет всего 400 гр/м, а вес конструкции с фотоэлементами — менее 1,3 кг/м. Это один из лучших показателей в мире. Благодаря таким характеристикам эффективность эксплуатации космической техники выросла на 30%. Высокая жесткость конструкции позволяет минимизировать возникающие механические колебания спутника и обеспечить стабильное функционирование оборудования. Это прежде всего важно для работы оптических приборов, которые ведут наблюдение и фиксацию уникальных данных. «Технология» ежегодно выпускает около 150 каркасов солнечных батарей для нужд космической промышленности.

Гражданская авиация

Самолет XXI века — МС-21

«Технология» является единственным предприятием в России, которое серийно выпускает звукопоглощающие конструкции резонансного типа для авиационных двигателей — именно они обеспечивают снижение шума до уровня международных стандартов. Многослойными сотовыми конструкциями предприятия оснащаются авиадвигатели SaM-146 и ПД-14. Для нового отечественного авиалайнера МС-21 предприятие выпускает углепластиковое хвостовое оперение. В ходе испытаний надежность семиметровой конструкции почти на треть превысила расчетные показатели.

***
Какую разработку «Технологии» ни возьми, она идет под знаком «уникальная». Единственная в России, первая в Европе, не имеющая аналогов в мире… Это не случайно. Обнинск — Город первых. А «Технология» — сплав первых.

Страницы истории

  • 1959 год. В Обнинске начато строительство нового опытно-экспериментального завода технического стекла: стране была нужна производственная база для изготовления авиационного остекления нового поколения. Именно с этого момента ведет отсчет событий лидер региональной экономики — ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. Впрочем, начало было очень скромным — создания научно-исследовательского комплекса таких масштабов в то время даже не планировалось.
  • 1962 год. Завод заработал — первая варка стекла, выпуск первой серийной продукции. И еще долгое время после этого, даже когда «Технология» уже стала полноценным научно-производственным центром, в Обнинске ее по привычке называли стекольным заводом.
  • 1963 год. Опытно-экспериментальный завод преобразован в филиал НИИ технического стекла — ФНИИТС. На будущей «Технологии» начинает формироваться собственная научная база. Помимо заводских цехов работает научная материаловедческая лаборатория.
  • 1967 год. Во ФНИИТС создается Совет молодых ученых и специалистов, по тем временам совершенно новаторское объединение. Молодые исследователи организуют научные конференции, куда приезжают выступать маститые ученые. Это резко поднимает научный статус ФНИИТС. С тех самых пор и до сей поры на «Технологии» научная работа молодежи в фокусе особого внимания. Равно как и работа по привлечению и воспитанию молодых кадров.
  • 1968 год. На производственных площадях ФНИИТС открыт еще один филиал — Всесоюзного института авиационных материалов. Его задача — исследовательские работы в области новых неметаллических материалов и производство их опытных партий.
    Двум схожим предприятиям не просто было тесно на одной площадке — по всем законам логики их следовало объединить. Но головные институты выступали категорически против. Однако упорство первого директора Александра Ромашина, поддержанное горкомом и обкомом КПСС, привело к победе: в 1978 году вместо двух филиалов в Обнинске будет создано самостоятельное научно-производственное предприятие «Технология». Сегодня это признанный лидер в создании продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники и транспорта.
  • 1977 год. Начаты работы над остеклением и теплозащитой для «Бурана». Доля продукции «Технологии» составит 10% от общей массы корабля. И облик отечественного шаттла, одетого в теплозащитную «шубу» от «Технологии», будет знаком каждому школьнику. А для обнинского предприятия космический корабль станет не просто визитной карточкой, а источником силы для будущих побед.В 1988 году «Буран» совершит свой первый — триумфальный, но, как ни печально, единственный полет. Ему искусственно сломают судьбу. Он был рассчитан на сотню взлетов-посадок, а шанс дали всего на один. Страна тогда вошла в крутое пике, распалась на части, и обломки накрыли многие амбициозные планы. Претворить их в жизнь получится лишь спустя долгие годы.
  • 1985 год. За заслуги в создании продукции из керамики для специальной техники ОНПО «Технология» награждено орденом Трудового Красного Знамени
  • 1990 год. Целостность «Технологии» ставится под удар. Младореформаторы требуют раздробить предприятие, упразднить целые подразделения. Если бы у них получилось, не было бы работ по «Протону», адронному коллайдеру, суперсовременным самолетам, солнечным батареям и целому ряду уникальных конструкций и материалов. Не было бы самой «Технологии»! Но гендиректору Александру Ромашину удалось отстоять предприятие. Позже, в 2015 году, уже при нынешнем гендиректоре Андрее Силкине, «Технологии» присвоят имя Александра Гаврииловича. В память о первом директоре на предприятии откроют барельеф, а почетный знак А.Г. Ромашина станет самой ценной наградой для сотрудников.
  • 1994 год. «Технологии» присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации. Это звание не просто зафиксировало ее важность для страны. Оно стало своего рода охранной грамотой, обеспечило государственную поддержку. И до сих пор «Технология» регулярно подтверждает этот высокий статус.
  • 1997 год. Предприятие постепенно выходит из затяжного пике. Семь ученых получают Премию правительства в области науки и техники за уникальные работы по остеклению. Это наивысшее признание. А впоследствии такие премии будут присуждаться еще трижды.
  • 2004 год. «На земле, в небесах и на море» — короткий слоган показывает, что продукция «Технологии» покорила все стихии. «Технология» входит в число не только российских, но и мировых лидеров в своей отрасли. Европейская организация по ядерным исследованиям награждает обнинское предприятие за высочайшее качество продукции — речь идет о конструкциях для большого адронного коллайдера в Швейцарии.
  • 2014 год. «Технология» продолжает завоевывать космос. Новая ракета-носитель «Ангара» с обнинскими обтекателями и силовыми конструкциями из композитов выходит на орбиту.
    Разработана технология производства бескаркасных корпусов космических аппаратов. Она позволила сократить срок сборки спутника с месяцев до десятков минут. Первым аппаратом, созданным в России по такой технологии, стал «EgyptSat-2».
  • 2017 год. Начато серийное производство крупногабаритных углепластиковых конструкций для хвостового оперения магистрального самолета XXI века МС-21. Первый его полет состоялся в 2018 году, а запуск в серию запланирован на 2022 год. В России МС-21 заменит не только лайнеры Ту-154 и Ту-204/214, но и самолеты зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737.
  • 2018 год. «Технология» вошла в число российских лидеров импортозамещения. Разработанный учеными предприятия в рамках этой программы керамический радиопрозрачный обтекатель принципиально новой конструкции для скоростных летательных аппаратов стал лауреатом премии «Приоритет-2018».
  • 2019 год. Вклад ОНПП «Технология» в развитие региона отмечен званием «Трудовая слава Калужской области».
  • 2020 год. ОНПП «Технология» становится головной организацией холдинга в отрасли химической промышленности ГК «Ростех». Предприятию передаются в управление семь крупных научно-исследовательских институтов по всей стране. «Технология» признана научной организацией-лидером Госкорпорации «Ростех».

Фото РИА Новости, ОНПП «Технология»

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены