Велошеринг: скоро начнется «зимняя пауза»

Автор: 26 сентября 2019 1218
Велошеринг: скоро начнется «зимняя пауза»

Ежедневно обнинцы совершают около 300 поездок на прокатных велосипедах

 

За лето яркие черно-желтые велосипеды «Рубайка» стали в Обнинске привычной деталью пейзажа. С наступлением холодов, конечно, горожане стали пользоваться ими реже, а скоро прокат велосипедов и вовсе уйдет на зимние каникулы.

Долгий вандализм

Когда велошеринг только открывался — а было это в апреле, — многие сомневались, что идея «взлетит»: такая концепция хорошо работает, в основном, в городах-миллионниках. «То, что Обнинск — небольшой город, это не проблема, а преимущество, — говорит генеральный директор «Рубайка» Павел Иголкин. — Город достаточно компактный, чтобы люди действительно рассматривали велосипеды как альтернативу общественному транспорту. Кроме того, в случае каких-то проблем люди быстро сообщают об этом, и это — огромный плюс локального сообщества. Бывало, что бабушки вечером звонили, говорили: а вот там-то велосипед не забрали. Был даже флешмоб, когда люди чинили мелкие поломки на велосипедах».

Однажды шеринговый велосипед украли и перекрасили...

Впрочем, не все жители Обнинска отнеслись к прокату велосипедов доброжелательно. В первые три месяца работы велошеринга «Рубайк» постоянно сталкивался с вандализмом. «У нас ломали дольше, чем в Невинномысске (город в Ставропольском крае, где проживает 116 тысяч человек — прим. ред.), где мы тоже летом запустили велошеринг, — рассказывает исполнительный директор «Рубайка» Алла Челышева. — В Обнинске, в основном, пытались проверить «а что как можно сломать». Хотя был случай, когда велосипед украли и перекрасили». И это не единственная попытка кражи. На этой неделе, например, в суд ушло уголовное дело: два молодых человека решили, что замок мешает им кататься, сломали его и попытались укатить велосипед. Теперь обоих будут судить за кражу.

Из истории с вандализмом в «Рубайке» сделали вывод: те, кто берет велосипеды, соблюдая правила проката, и к их состоянию относится добросовестно. А значит, можно снизить залоговую стоимость двухколесного транспорта — с полутора тысяч до символических трехсот рублей. «Кроме того, мы сделали проще регистрацию в приложении для иностранных граждан, — добавляет Павел Иголкин. — Раньше для этого требовался паспорт, сейчас — только номер телефона и банковская карта».

За сезон «Рубайк» сделал еще одно изменение. Изначально планировалось, что велосипеды — а их в прокате 400 —можно оставлять в абсолютно любой точке города. Сейчас — только на специальных парковках, благо, их по городу достаточно много. А вот что не поменяли, так это систему бонусов тем, кто «спасает» велосипеды — поднимает лежащие, сообщает о технических проблемах.

Оставлять велосипеды можно на специальных парковках

Цифры и факты
Ежедневно обнинцы совершают порядка 300 поездок на прокатных велосипедах.
Чаще всего велошерингом пользуются люди в возрасте от 18 до 40 лет.
Самый популярный тариф — поминутный.
Абонементы на день, месяц или сезон пока не пользуются особым спросом, хотя и более выгодны.
Меньше всего востребована пока парковка велошеринга у спорткомплекса «Олимп».
Плаза — точка, откуда велосипеды брали напрокат чаще всего.
А вот разъезжались люди по всему городу.
«В основном в те районы, где пока не очень хорошо с общественным транспортом,
— говорит Алла Челышева. — Это Белкинские пруды, Заовражье, Экодолье, Солнечная долина».

Планы на зиму

Сейчас велосезон уже заканчивается. «Заметно, что стало меньше прогулочных поездок, — отмечает Алла Челышева. — Но многие продолжают использовать велосипеды, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, как альтернативу общественному транспорту». Когда выпадет снег, велопрокат работать не будет — пауза продлится до следующей весны. «Хотелось бы, конечно, чтобы велошеринг работал круглый год, но мы сомневаемся, что зимой будет спрос, — добавляет Алла. — Пока у нас нет в массовой культуре паттерна, что можно ездить в снежное время года».

Впрочем, это не значит, что зимой в «Рубайке» ничего не будут делать. Во-первых, с учетом мнения пользователей доработают карту парковок. Во-вторых, закупят новые сиденья, подшипниковые узлы, звездочки к велосипедам, чтобы крутить педали было легче, а накат был дольше. В-третьих, изменится запирающее устройство велосипедов — это позволит уменьшить число краж. И, если все получится, в городе появится прокат не только велосипедов, но и электросамокатов. В «Рубайке» уже протестировали восемь моделей и сейчас выбирают, какая лучше подойдет под условия города.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены