Сейчас специалисты музейной группы ФЭИ ищут удобный формат обучения — онлайн-уроки, мастер-классы для небольшой аудитории или что-то иное. Активное участие в них намерен принять правнук создателя инструмента Петр Термен.
— Это будет настоящая школа?
—Мы не гонимся за массовостью, — объясняет Михаил Гайдин, ведущий специалист музейной группы ФЭИ, краевед. — В свое время отчетливо осознали, да и на практике себе доказали: разовые экскурсии не дают большого образовательного эффекта. А потому разработали собственную систему. Так, все музейные экскурсии предполагают серьезное вовлечение, которое позволяет объединить чувственную, духовную и интеллектуальную стороны человека. Главное — научить детей и взрослых уважать и беречь окружающий мир. А потому ставить процесс обучения игре на терменвоксе, что называется, на поток было бы опрометчиво, неполезно, впустую.
Терменвокс: инструмент будущего из прошлого
Вы могли слышать терменвокс в старых ужастиках в напряженные моменты, или в фантастических фильмах про космос. А еще некоторые рок-исполнители — например, Тhe Rolling Stones или Led Zeppelin, — любили внести ноты космоса в свои произведения.
Терменвокс стал одним из первых электронных музыкальных инструментов, но при этом кардинально отличался от многих из них. Все дело в том, что на нем играют без какого-либо физического контакта.
…Этот инструмент стоит в одной из комнат домика Курчатова. На первый взгляд, ничего в нем музыкального нет. Обычный ящичек ретрофутуристического дизайна с ручками настройки и двумя антеннами. Вертикальная отвечает за высоту звука, горизонтальная загогулина сбоку — за громкость. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева — звук утихает. Если прислушаться, напоминает не то человеческий голос, не то скрипку. При этом «предтеча синтезаторов» — штука целиком и полностью аналоговая, в ней нет никаких микросхем.
Михаил Гайдин подходит к инструменту. Несколько движений руки — и полились необыкновенные космические звуки. Михаил Михайлович напоминает всем своим видом дирижера — не хватает только оркестра.
Инструмент увидел свет сто лет назад. Его изобретатель, Лев Термен, позволил буквально почувствовать звук на ощупь. Термен экспериментировал с электромагнитным полем, изобретая сигнализацию по принципу звуковой реакции на движение. И параллельно создал музыкальный инструмент. Он ощущал эту связь физики и музыки, и хорошо осознавал, насколько они близки, — сам играл на виолончели, у него были и другие музыкальные инструменты, помимо терменвокса.
Изобретение быстро прославилось на весь Советский Союз. В 1922 году Льва Термена пригласили в Кремль продемонстрировать терменвокс Владимиру Ленину. Устроили небольшой концерт, аккомпанировала секретарь Ленина, Фотиева, она была пианисткой. Ленин решил попробовать сам. Лев Сергеевич помог Ленину, играя его руками «Жаворонка» Глинки, а дальше Владимир Ильич, ориентируясь на слух, повторяя движения рук, вполне удачно наиграл мелодию. Эта история стала своего рода «визитной карточкой» для терменвокса в Союзе.
Из Питера с любовью
Петр Термен, правнук изобретателя, сейчас живет в Питере. Он продолжает музыкальное дело своего неординарного родственника. Петр — один из лучших российских исполнителей на терменвоксе и неутомимый популяризатор этого инструмента: ведет лекции и мастер-классы, руководит школой Russian Thermin School.
«Мы хотим привлечь заинтересованную публику, учителей музыки, интересующихся детей и жителей Обнинска к изучению этого инструмента, — говорит Михаил Гайдин. — Петр Термен готов оказывать всяческую поддержку. Возможно, в ближайшее время мы сможем дать небольшой концерт и мастер-класс в малом зале Дома ученых, есть такая голубая мечта. У терменвокса большой нераскрытый потенциал. Это огромное пространство для эксперимента и для познания, для фантазии и искусства».