Эти факты на крупнейшей международной выставке All over IP восприняли с неподдельным удивлением. «Как это у вас получилось?» — спрашивали у представителей «Обнинск Телекома». Те с удовольствием делились своим know how. И вообще у стойки обнинской компании все время толпился народ — там на мониторах шла живая трансляция, как работает в наукограде система «умный дом»: вот зафиксировано движение на охраняемой территории, вот проходит съемка показаний счетчиков, вот сработала защита.
Кому-то нравится арбуз, а кому-то — свиной хрящик
Сфера ЖКХ — одна из самых чувствительных в области цифровых технологий. С одной стороны, именно здесь должен быть сосредоточен максимум функций по безопасности. Людям важно защититься не только от воров и незваных гостей. Они хотят быть уверенными, что в их отсутствие труба не прорвется и не затопит соседей, что сын-подросток не залезет на крышу делать опасное селфи, что энергоресурсы тратятся экономно — и таких «хотелок» десятки.
С другой стороны, в многоквартирном доме у каждого могут быть свои пожелания. К примеру, современная молодежь считает в порядке вещей, чтобы на смартфон шли смс или видео о том, кто подошел к дому, чтобы по команде с телефона владелец мог открыть гостю дверь, даже если сам находится в другом городе. А людям пожилым такие сервисы кажутся лишними, ненужными. Есть кнопка на подъезде — и хватит.
«Когда в домах устанавливают новые домофоны, люди нервничают: теперь, мол, нам придется платить за них совсем другие деньги, — говорит руководитель «Обнинск Телекома» Сергей Пасынков. — Да, жильцам предлагают новые, современные функции, но разве все они эти функции заказывали? Поэтому юридически и этически правильно учитывать индивидуальные требования жителей».
Если кто-то хочет получить дополнительные сервисы, то за это придется платить. Если они человеку не нужны, то навязывать услугу нельзя. И тогда соседям в большинстве случаев не придется договариваться о том, какие именно функции стоит включать всем, — только базовые. Все, что сверху, — на собственный вкус.
За себя и за того парня
Правда, вопросы, по которым придется договариваться, все равно остаются. Например, в Обнинске долгое время не стихает дискуссия: домофон — это чья собственность? Общедомовая или той компании, которая ее установила и обслуживает? Позиция судов, в том числе и Верховного, такова: общедомовая, если за это выскажется общее собрание.
А как проголосуют люди? Однозначно ответить, конечно, нельзя. Но сегодня плата за содержание домофона, по большому счету, распределяется несправедливо. Она падает на плечи законопослушных граждан. В Обнинске в среднем платят 74% жильцов. А 26% пользуются домофоном за их счет. Если же он станет общедомовым имуществом, платить будут все. Таковы требования закона.
Более того, выиграют от этого и 74% плательщиков, и 26% сегодняшних неплательщиков. Общая масса собираемых средств, при неизменном тарифе, увеличится. И дополнительных денег хватит, чтобы поставить и обслуживать системы охраны общедомового имущества — подвалов, чердаков, лифтов и т.п. Без всяких дополнительных сборов и документов.