Черное крыло «Беркута»

Автор: 29 сентября 2022 3541
«Беркут» с его знаменитым крылом обратной стреловидности «Беркут» с его знаменитым крылом обратной стреловидности

Легендарный Су-47 «Беркут» свой первый полет совершил 25 лет назад. В том, что он поднялся на крыло, большая заслуга обнинской «Технологии»

Автоматика и ювелиры

Работы над будущим «Беркутом» начались еще в 1983 году. Тогда советским авиаконструкторам поставили задачу сделать сверхманевренный самолет. А для этого нужно было создать крыло обратной стреловидности. Для наших авиаконструкторов такое решение было абсолютно новым. Но необычной конструкцией дело не ограничилось. Крыло, помимо прочего, решено было делать из новых материалов с заданными свойствами — из полимерных композитов, углепластика. Черное крыло.

И за эту задачу взялись в ОНПП «Технология». Первые экспериментальные панели из новых материалов были изготовлены и испытаны уже в 1986 году. Модель кессона крыла длиной около четырех метров успешно выдержала все положенные испытания.

Но самое захватывающее в том, что крыло обратной стреловидности впервые в СССР было выполнено методом автоматизированной выкладки. Дело в том, что именно автоматическая выкладка обеспечивала максимально точное нанесение лент препрега (углеродных лент, пропитанных связующим) на оснастку, формируя слои углепластиковой панели. Число таких слоев в будущем крыле местами доходило до 120, так что малейшая неточность — и сложная дорогостоящая деталь становилась непригодной.

В то время на «Технологии» была единственная в России установка для автоматизированной выкладки препрегами изделий. Но и ее возможностей было мало для решения задачи создания композитного крыла. Ее программы обеспечивали выкладку только в двух плоскостях. Поэтому сотрудники предприятия вручную настраивали станок еще на две координаты. Кропотливая и ювелирная по точности работа.

Корзина новых технологий

«Черное крыло» стало настоящей корзиной уникальных технологий. Практически каждое найденное решение внедрялось впервые в стране: расчет температурных деформаций при автоклавном формовании, расчет эффективных режимов теплового и силового воздействия, методика проектирования толстостенных несимметрично армированных панелей крыла, неразрушающий контроль панелей большой толщины с металлическими листовыми усилениями… Список этот можно продолжать долго.

И ведь происходило все, когда прежняя система и прежняя страна подошли к обрыву. Закрывались производства, политика опрокидывала экономику… Идеальный шторм не мог обойти «Технологию» стороной, но она смотрелась стойким крейсером в бушующем море — с надежной командой и крепким капитаном — Александром Ромашиным.

«Работа была напряженной, но очень интересной, ведь мы делали крыло методом автоматизированной выкладки первый раз, — вспоминает оператор станков с программным управлением ОНПП «Технология» Александр Конашенков. — Сейчас запустил установку, выставил координаты, она катает то, что надо, остается наблюдать. А тогда из-за нового оборудования, которого еще ни у кого в стране не было, из-за нового материала надо было импровизировать. Все параметры мы подгоняли под установку, пробовали, проверяли, как лучше. Иногда из-за «капризов» связующих приходилось убирать слои и накладывать новые, но мы отработали все как надо. Изготовление крыла для «Беркута» — это колоссальный опыт, который послужил прорывом не только для авиации, но и для производства».

Испытания на будущее

Испытания крыла на прочность проходили в зале статических испытаний ОКБ Сухого. Нагружались сразу обе консоли. Это было первое в нашей стране крыло из углепластика. И, конечно, все участники проекта очень волновались. Нагрузку увеличивали постепенно. При каждом объявлении о приложении новой нагрузки с тревогой прислушивались к малейшему щелчку. Не разговаривали. Особый нервный накал начался с первыми звонкими щелчками, это означало, что внутренние напряжения приближаются к пределу прочности композита. Удивительно было видеть, как крыло сильно прогибается, но спокойно держит нагрузку — оно с запасом выдержало расчетное тестирование.

К летным испытаниям Су-47 специалисты ОНПП «Технология» отнеслись уже спокойней. Они были уверены в надежности углепластиковых панелей. И всех переполняло чувство гордости за результат.

«Беркут» стал вехой в развитии отечественного авиастроения. Причем не только боевой авиации, но и гражданской — разработанные и отлаженные в те годы технологии воплощены в хвостовом оперении и крыльях «МС-21». А для ОНПП «Технология» «черное крыло» стало основой серийного производства элементов будущего истребителя Т-50 (Су-57), который сейчас поступает в войска.

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены