Крупнейший в мире атомный ледокол будет оборудован фильтрами, созданными в Обнинске

Автор: 30 мая 2019 780
Крупнейший в мире атомный ледокол будет оборудован фильтрами, созданными в Обнинске

На днях в Санкт-Петербурге спустили на воду атомный ледокол «Урал». Это крупное событие в современной истории российского кораблестроения.

После ввода его в строй российские позиции в Арктике станут практически недостижимыми для стран-конкурентов. «Урал», как и его «старшие братья», атомоходы той же серии «Арктика» и «Сибирь», станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Использовать их будут для освоения Северного морского пути и Арктики.

Ледокол «Урал» —
третье судно проекта 22220. Конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Длина ледокола — 173,3 метра. Ширина — 34 метра: именно такой фарватер будет оставлять «Урал» ведомым судам. Экипаж — 75 человек.
Планируемый срок службы — 40 лет. Автономность от заправки до заправки – не менее 10 лет.
Рассчитан на преодоление льда толщиной 2,8-2,9 м, то есть практически всюду по акватории Северного ледовитого океана.
Важное свойство – двухосадочность. Судно оборудовано балластными цистернами,
поэтому может работать и в устьях рек, и на мелководье, а не только на глубине.

Сейчас «Уралу» предстоит достройка на воде. Сдать его заказчику – «Атомфлоту» — планируют в 2022 году.

Но мало кто знает, что Обнинск к постройке «Урала» имеет самое непосредственное отношение. На всех ледоколах этой серии стоят фильтрационные системы, разработанные обнинской компанией «АэроФильтр».

Атомные ледоколы этой серии оснащены двумя установками РИТМ-200 — первые такие ядерные реакторы построили только в 2016 году. Понятно, что для новых установок требуются и новые системы фильтрации — из современных материалов, соответствующие современным требованиям к уровню безопасности и защите персонала. Конкурс на разработку систем фильтрации объявили в 2014 году. На него вышло очень много компаний, в том числе западных — из Франции, США. Но выиграла конкурс обнинская компания «АэроФильтр».

После разработки и комплексных испытаний фильтров в ФЭИ компании надо было проводить испытания по требованиям морского регистра. «Мы никогда раньше подобным не занимались, поэтому пришлось создавать специальный стенд для испытаний, — рассказал гендиректор УК «ИнноИнвест», которая управляет компанией «АэроФильтр», Леонид Катухин. — Это уникальный стенд. По нашим оценкам, до сих пор аналогов ему в Европе не существует».

Фильтрационные системы уже установили на ледоколы «Арктика» и «Сибирь». В ближайшее время их поставят и на «Урал». Сейчас идет разработка четвертого и пятого судов этой серии — и на них тоже будут стоять обнинские фильтры. «Также сейчас ведутся предпроектные работы по атомным ледоколам «Лидер», где используются такие же реакторы, как на «Урале» — но их будет не два, а четыре, — говорит Леонид Катухин. — И мы справедливо рассчитываем, что мы будем тоже заняты в их постройке».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены