Распределенный детский технопарк стал одним из главных достижений 2020 года в обнинском образовании

Автор: 24 декабря 2020 768
Распределенный детский технопарк стал одним из главных достижений 2020 года в обнинском образовании

 

 

О том, как эта идея воплощалась в жизнь и что за ней стояло, мы беседуем с руководителем «Академии Технолаб», депутатом городского Собрания Вадимом Макаровым.

Мозговой центр

Корр. Насколько мне известно, распределенный детский технопарк — это уникальное обнинское ноу-хау. Нигде нет ничего подобного.
Макаров. Это действительно так. Все обнинские школы встроены в единую технопарковскую сеть, дети получили доступ к мощным вычислительным ресурсам. У них появились новые возможности для овладения профессиями будущего.

Корр. Что значит единая сеть? Где-то есть мозговой центр?
Макаров. Знаете, можно было пойти по простому пути — в кабинете технологии каждой обнинской школы (помимо нового ремонта и новой мебели, современных 3D-принтеров, интерактивных панелей вместо традиционных школьных досок, наборов электроники и прочих интересных и полезных штучек) расставить компьютеры двойного назначения. Во время уроков они бы использовались в учебном процессе, а после них — для дополнительного образования детей. И, наверное, это тоже могло стать неплохим решением, некоторым трамплином для освоения IT-технологий.
Но мы предложили совершенно революционную идею, если так можно выразиться, инновацию в инновациях. Мы создали серверный кластер.

Корр. Можно по-простому объяснить, что это такое?
Макаров. Есть центральный узел — мощный вычислительный комплекс, и он раздает пользователям свои возможности. Школьники могут использовать их откуда угодно — из класса технологии или, например, работая за домашним компьютером с очень скромными параметрами. Если упрощать, нужен только монитор, клавиатура и надежный выход в интернет. А вычислительные ресурсы даст серверный кластер.
В результате мы решили сразу несколько задач. Во-первых, ребята могут работать не только в классе, но и дома, и вообще из любой точки. Это дает им несравнимо больше возможностей. Во-вторых, мы достигаем серьезной экономии бюджетных ресурсов.

Корр. За счет чего?
Макаров. Обслужить 300 ноутбуков в 17 школах довольно непросто, но даже при своевременном уходе большинство из них достаточно быстро выйдет из строя. Нужно покупать новые, это дорого. У нас же, по сути, клиентские точки — это совсем другая история. А вычислительные мощности находятся в «Академии Технолаб», в серверном кластере. Они под контролем специалистов, используются в нужном режиме, им делают плановый апгрейд. Такая IT-инфраструктура обеспечивает фундамент для будущего развития.

Помогла пандемия

Корр. Вы изначально предусматривали такой вариант?
Макаров. Как ни странно, нам помогла пандемия.Все началось в марте, во время локдауна. Мы фактически были вынуждены остановить свою регулярную деятельность, оставалось только дистанционное образование.Это было непростое время.
Мы, конечно, уже тогда начали понимать, что будущее за удаленной работой. Весной это многим казалось еще в новинку, а сегодня стало устойчивым трендом. Крупные компании убирают офисы, нанимают удаленных работников — не из Москвы, а, скажем, из Челябинска. Это позволяет им не только экономить деньги, но и качественнее решать задачи за счет более гибкого графика и конкурентного рынка. Все эти идеи вполне применимы и к образованию. Будущее за цифрой, интернетом.
Вот в это время у нас и родилась идея серверного кластера, с ней мы вышли на конкурс по детскому технопарку и победили.

Корр. Но бюджетные средства даются не просто так. Их надо отработать в строгом соответствии с графиком. А как его выполнять, когда вся экономика закрыта?
Макаров. Да, было непросто. Первые средства пришли в июне, а пустить технопарк надо было строго к 1 сентября. При этом в школах по понятным причинам запаздывали с ремонтом, все стали делать одновременно всё, а до этого нельзя было делать ничего.
Это были два очень жарких летних месяца, 20-часовые рабочие дни, отсутствие выходных, работа в постоянном стрессе. И, конечно, я хочу поблагодарить всю нашу команду, которая справилась с такой сверхзадачей. Коллектив у нас небольшой, в нем есть молодые преподаватели и методисты, которые креативят, генерят идеи и продумывают учебные курсы. И есть управленцы, которые все это умеют систематизировать, уложить в нормативные документы, в планы, прописать бизнес-процессы.

О шишках и логистике

Корр. Но где-то вы все-таки набили больные шишки?
Макаров. Пожалуй, это случилось уже после 1 сентября. Обычно к нам в «Академию Технолаб» в очередь записываются уже в июле. А в этом году все было не так. Помните? Все почему-то были уверены, что сразу после сентябрьских выборов школы опять закроют на дистант, и переубедить родителей было просто невозможно. Нам пришлось переделывать образовательные линейки, придумывать мобильные схемы.
Плюс ко всему «антиковидная» логистика в школах тоже добавила сложностей. Классы рассадили по аудиториям, и сложить пазл из разных локаций, разных групп, преподавателей, детей, ярусных запусков классов оказалось довольно непростой задачей.

Корр. А сами школы оказались готовы к работе распределенного технопарка?
Макаров. Если говорить о технической стороне, то не все школы имели заявленный высококачественный скоростной интернет до 100 МБт/сек. Мы заодно его подтянули. Но на будущее этот вопрос нельзя отпускать. Мне как депутату удалось добиться включения финансирования школьного интернета в бюджет следующего года.

Споры — будут

Корр. Кстати, депутатская работа много времени отнимает?
Макаров. Ну почему же отнимает? Я осознанно шел на выборы, активно работал на округе, закончил гонку на втором месте по городу — думаю, это не случайно. Во время предвыборной кампании появились новые знакомые — неравнодушные жители, лидеры общественного мнения. Сейчас я продолжаю с ними общаться.
После выборов заявился в достаточно большое число комиссий. Времени на изучение нормативных, финансовых и уставных документов уходит немало, но я знал, на что шел.

Корр. Со стороны глядишь — так вроде это не особо и требуется. Голосование всегда идет, как по маслу, официальные заседания укладываются в полчаса.
Макаров. Эта видимость обманчива. Есть здоровые столкновения мнений. И думаю, в следующем году все так гладко и ровно не будет. Есть моменты, которые рождают дискомфорт. И у меня формируется повестка, которая вызовет дискуссии.

Корр. Ну, например?
Макаров. Например, такая тема. У нас немало комитетов и комиссий, но почему-то обойден один из ключевых для Обнинска вопросов. Я говорю об инновациях. В этом году от нас ушел Анатолий Сотников, многое в инновационном движении держалось на нем. И чтобы поддержать заданный им вектор развития, нужна коллаборация.Этим давно пора заняться.

Корр. Последний вопрос. Как вы оцениваете уходящий год?
Макаров. Что кривить душой, он, безусловно, тяжелый и трудный. Но он помог нам найти в себе новые силы, приобрести новые навыки и компетенции. Они открывают нам путь к новым достижениям и открытиям. Поэтому я смотрю в новый год как в год напряженной работы, год новых проектов и серьезных перспектив. И, пользуясь случаем, желаю всем нашим жителям прежде всего здоровья и оптимизма.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены