В «Технологии» создан не имеющий аналогов триплекс

Автор: 21 августа 2014 1181
Дина Косорукова и Ольга Коршунова (слева направо) Дина Косорукова и Ольга Коршунова (слева направо)

Совсем недавно новостные агентства рапортовали: в ОНПП «Технология», входящем в состав холдинга «РТ-Химкомпозит» ГК «Ростех», успешно проведены испытания органо-силикатного птицестойкого триплекса для отечественного вертолета Ка-62.

Триплекс — это защитное многослойное стекло, обладающее повышенной прочностью. Специалисты обнинского предприятия смогли создать не имеющую аналогов технологию склейки разнородных материалов. Полученная в итоге уникальная гетерогенная композиция вобрала лучшие качества как традиционного для авиастроения силикатного стекла, так и органического. Передняя часть изделия — силикат тонкого номинала — обеспечивает повышенную абразивостойкость, одновременно позволяя в ближайшей перспективе сделать уникальный триплекс еще и электрообогреваемым. Внутренний слой — из органического стекла — придает композиции высокую прочность при общем снижении веса.

…Вообще стекло — особая тематика для «Технологии». Образно говоря, с него началась история предприятия. А цех 91 НПК «Стекло» по изготовлению авиационного остекления является одним из старейших — там об этом материале знают все и даже больше. Каким должно быть стекло, которое, например, устанавливают в самолетах? «Характеристик, конечно, много. Но в первую очередь речь идет о прочности — от этого напрямую зависит жизнь пилотов, а значит, и всех пассажиров. Естественно, важны прозрачность, термостойкость, герметичность и низкий вес», — рассказывает инженер-технолог цеха 91 Ольга Коршунова. На «Технологии» она работает уже 40 лет. Она — ответственная за соблюдение технологии изготовления продукции: контролирует весь процесс производства изделий из стекла. «Наше стекло считается одним из лучших, мы на шаг впереди конкурентов, — продолжает Ольга Александровна. — По гособоронзаказу мы обеспечиваем своими изделиями отечественную военную авиационную технику, находящуюся в эксплуатации. Также поставляем сертифицированную продукцию для железнодорожного транспорта. В этой сфере работает немало фирм, в том числе и частных. Но наше стекло все равно в лидерах — отличная производственная база вкупе с колоссальным опытом дают нам серьезную фору. Но, пожалуй, главное — мы используем собственные разработки. В «Технологии» наука и производство неразрывно связаны. Итог такого симбиоза — конкурентоспособный продукт». 

Как происходит контроль изделия? Этапов много — на предприятии разработана специальная система менеджмента качества. Но, пожалуй, самой интересной и захватывающей частью можно назвать этап испытаний на полигонах, которые имитируют условия эксплуатации стекла. 

К примеру, прочность авиационного стекла проверяют с помощью специальной «пушки», которая стреляет тушками кур, моделируя ситуацию столкновения с птицами во время полета. Кстати, триплекс, о котором говорилось ранее, успешно прошел динамические испытания на полигоне предприятия. Изделие выдержало попадание тушки птицы весом 1 кг, выпущенной из пневматической метательной установки со скоростью 270 км/ч.

Для проверки прочности остекления кабины машиниста поезда — другие стандарты. Моделируется попадание камня или бутылки — ведь именно такое небезопасное «развлечение» все чаще выбирают для себя подростки. Швыряние в окна тех же электричек таких предметов в последние годы стало настоящей бедой — страдают и пассажиры, и машинисты. «Вообще разбить можно любое стекло, — поясняет Ольга Коршунова. — Только важно, как оно разбито. Наша цель — не допустить сквозного пробоя. И стекла «Технологии» эту задачу решают. Они состоят из нескольких закаленных стекол, склеенных между собой полимерным материалом, что обеспечивает повышенную прочность».

Другая важная характеристика стекла — термостойкость. Например, стекла для некоторых самолетов — Ту-154, Ан-28, Ан-38, Л-410, Ил-86 — должны выдерживать «перегрузки» от -60 до +200 С. И очень важно, когда самолет летит над облаками, — обеспечивать сброс льда со стекла. Для этого изготовляются электрообогреваемые стекла. А для управления электрообогревом стекол в один из слоев изделия вклеивается термодатчик. Работа его проста — подать напряжение на стекло самолета, когда температура падает, и отключить, когда она нормализуется. Если посмотреть на стекло самолета, термодатчик визуально не найти. Изготовление термодатчиков — по-настоящему ювелирная работа, требующая особого мастерства. «На специальный провод я наматываю платиновую проволоку, — рассказывает пропитчик электротехнических изделий цеха 91 Дина Косорукова. — Работаю со специальной лупой — ведь речь идет о микронах. Затем получившуюся деталь соединяем со стеклотканью. Выходит небольшой полупрозрачный прямоугольник, который выполняет большую работу (совместно с другим прибором, выпускаемым цехом 91, — термоэлектрическим регулятором температуры)».

Дина Косорукова работает на предприятии уже 13 лет. «В «Технологии» есть все условия для самореализации, — рассказывает Дина. — Мощная производственная площадка, уникальная научная база и социальные гарантии. Но главное, конечно, — коллектив. У меня прекрасные учителя. Меня учила работать мастер Зинаида Петровна Прокопова, очень помогает Ольга Александровна Коршунова. Она не просто контролирует производственный процесс, она учит нас воплощать идеи в жизнь. А ведь это очень важно, когда видишь результат своего труда — не просто опытный образец, а конкурентоспособную продукцию, внедренную в производство».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены