Командир поискового отряда «Обнинские следопыты»  Галина Слесарева  установила обстоятельства последнего боя младшего лейтенанта Ивана Кондратенко

Автор: 01 декабря 2016 1854
Галина Слесарева в своем музее «Судьба солдата» Галина Слесарева в своем музее «Судьба солдата»

Детали обшивки самолета в глухих заболоченных лесах Мосальского района обнинские поисковики находили давно, но по ним невозможно было определить, чей он, наш ли, немецкий? А осенью этого года Галина Слесарева вела раскопки в заброшенной деревне (ее название она просила не указывать, чтобы не привлекать внимания «черных копателей»). Там зимой-весной 1942 года стоял штаб немецкой пехотной дивизии. Когда-то туда вела дорога, а сейчас до бывшей деревни можно добраться только на вездеходе. И то, только с помощью лебедки, цепляясь за деревья. Чутье ей подсказывало — самолет там. И предчувствие не обмануло.

Hurricane
…Когда нашла перегородку, отделявшую мотор от кабины, сердце дрогнуло — на ней четко был выбит шифр — LTD40, так маркировались английские истребители Hurricane, их советские летчики, получая по ленд-лизу от союзников, прозвали «Харитонами».
Остатки самолета изрешечены пулями. Он горел, его детали искорежены огнем. Самое же главное — горящий самолет, падая, уничтожил три каменных дома, в которых располагался штаб. Летчик, погибая, направил свою машину на скопление немцев. «Он там все пропахал, самолет камня на камне не оставил от этих домов, — рассказывает Слесарева. — Мы нашли три огромных перевернутых котла с говяжьими костями. Наверное, обед варили. Но не сварили». Останков летчика не нашли, да их и не могло быть — человек сгорел в жутком пламени.
Кто же он? На перегородке сохранился номер мотора 109901. Казалось бы, установить личность героя теперь просто. В архивах есть сведения, кто на каком самолете летал. Из Центрального архива министерства обороны в ответ на запрос сообщили, что такой номер мотора нигде не значится! Зато номер, отличающийся всего на одну цифру, 109902, указан дважды на разных самолетах. По всей вероятности, это ошибка. Один из них, Hurricane № 736, находился в составе 429 истребительного авиационного полка в Кубинке.
И еще известно из документов, что 4 марта 1942 года летчик
429-го полка, младший лейтенант Иван Кондратенко вылетел на английском истребителе в составе звена в район Юхнова для патрулирования. Тогда шли страшные бои за город (его освободили на следующий день). В нескольких километрах от райцентра Кондратенко принял бой с двумя Me-109. Одного наш летчик уничтожил, но попал под огонь другого… По документам он до сих пор — пропавший без вести. Еще известно, что 429-й полк больше не терял «Харрикейнов» в районе Юхнова. «Поэтому я убеждена, что тот самолет, который мы нашли, пилотировал Иван Кондратенко, — говорит Галина Слесарева. — Теперь мы знаем, как закончился воздушный бой. Наш летчик принял героическую смерть. Сбил вражеский самолет и, погибая сам, уничтожил штаб дивизии».
О герое известно немного. 1920 года рождения. Призвали в армию из станицы Шкуринской (в другом документе написано — Окуринская) Краснодарского края в 1937 году. Сначала в Ворошиловградскую авиашколу, а перед самой войной учился в Рязанской высшей школе штурманов. На фронте — с августа 1941 года. Наград не имел. Холост. Сейчас краснодарские поисковики пытаются найти кого-нибудь из его родственников.

Пе-2
В трех километрах от места падения «Харрикейна» обнинские следопыты нашли остатки еще одного самолета — пикирующего бомбардировщика Пе-2, он раза в два крупнее истребителя, и экипаж составлял три человека. Слесаревой удалось обнаружить крупные части мотора с выбитыми на нем номерами — В 13-800. Запрос в Центральный архив ничего не дал — самолет с таким мотором нигде не числился… «Да я понимаю, что документация велась из рук вон плохо, — говорит Слесарева. — Наверное, тогда не до того было». Пока же остается неизвестным, кто был на борту бомбардировщика.
Может быть, он погиб в тот же день, 4 марта? Не исключено. Обычно бомбардировщики сопровождались истребителями. А цель в виде штаба дивизии была заманчивой.
Поисковики по остаткам самолета восстановили картину гибели Пе-2. Над деревней, в которой находился штаб, бомбардировщик сбили зенитным снарядом — попали в двигатель. Экипаж погиб от взрыва, а неуправляемый самолет пролетел еще полкилометра и, весь в огне, упал носом в лесу. Люди сгорели, и до сих пор летчики числятся пропавшими без вести. Будут ли установлены их имена? Галина Слесарева не теряет надежды: «Мы направили запрос в Музей авиации в Монино, там хорошая база данных по самолетам». Но ответ пока не пришел.
…Примерно в этом же месте поисковики нашли еще один самолет — немецкий бомбардировщик Ju-88a. Подъем его частей на поверхность запланирован на следующий год.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены