Период 60–70-х годов прошлого столетия известен захватывающими открытиями и преобразованиями в различных областях жизни. Перед сотрудниками создаваемого института была поставлена главная задача — «организация изучения руководителями всех уровней новейших достижений науки и техники, эффективных методов планирования, научной организации труда и управления…» Для воплощения идеи использовались передовой научный и производственно-технический опыт и современные учебные технологии того времени: автоматизированные курсы, деловые игры, видеотренинги, тренажеры ядерных энергетических установок, практическая работа на ЭВМ.
Слева направо: И. В. Новиков, Е. П. Славский, А. Я. Мальский, И. И. Малашинин у входа в здание ЦИПК,
1978 г.
Здание Технической академии как центра атомных знаний сегодня по праву считается одним из символов первого наукограда. Гости и слушатели Обнинска традиционно фотографируются на память у бронзовой фигуры Игоря Курчатова, установленной в сквере ЦИПК в 1991 году. Сооружения института, принятые в эксплуатацию в 1974 году, включали в себя более 11 тысяч квадратных метров учебных аудиторий и лабораторий, большой актовый зал, выставочные помещения, отдел научно-технической информации, издательство и типографию, гостиницу и столовую. Книжный фонд научно-технической библиотеки института к 1975 году составил порядка 80 тысяч экземпляров изданий. Работал читальный зал.
В 60-70-е годы отраслевые конференции были смотрами достижений в сфере строительства. Основанием для проведения одной из отраслевых конференции в ЦИПК стало завершение возведения микрорайона 40а в 1978 году. Особой достопримечательностью микрорайона были детские игровые площадки «Крепость», «Каравелла» и «Наутилус». Фотография свидетельствует о памятных днях конференции.
Подписание соглашения о присвоении Технической академии Росатома
статуса Центра сотрудничества МАГАТЭ. Вена, 2019 г.
Первым этапом создания Технической академии стало возвращение в лоно госкорпорации и присоединение к ЦИПК в 2017 году Института глобальной ядерной безопасности и физической защиты. Второй этап создания академии связан с присоединением Нововоронежского учебно-тренировочного центра «Атомтехэнерго», имеющего 45-летний опыт подготовки персонала зарубежных АЭС. Сегодня объединение под эгидой Технической академии учебных площадок в Обнинске, Нововоронеже, Москве, Санкт-Петербурге и Сосновом Бору позволяет равномерно распределить нагрузку и ресурсы в рамках проектов по подготовке персонала строящихся атомных станций за рубежом.
«С каждым новым проектом Росатома Техническая академия все больше подтверждает свою репутацию на мировом уровне, — говорит ректор Юрий Селезнёв. — И каждое выступление наших специалистов на международной арене начинается со слов: мы из Обнинска — города первой в мире АЭС, первого наукограда России».
Для первых слушателей ЦИПК лекции читали ведущие ученые страны: Анатолий Александров, Андрей Бочвар, Игорь Петрянов-Соколов, Александр Займовский, Борис Ласкорин.
Из дневниковых записей Рудольфа Гринёва, заместителя директора ЦИПК по учебно-методической работе с 1975 по 2001 годы:
«22 мая 1981 года академик Игорь Васильевич Петрянов-Соколов в очередной раз приехал в Обнинск для руководства отраслевым совещанием предприятий по газоаэрозольным выбросам. Этот широкоплечий человек небольшого роста был в берете и немодных широконосых полуботинках. Он запомнился своей бородой, похожей на курчатовскую.
Игорь Васильевич прибыл в ЦИПК к пяти часам вечера. Ему предложили чаю. Реакция была очень непосредственной: «Меня весь день поят чаем и кофе. Очень есть хочу. Супчика бы». Несмотря на то, что столовая к тому времени уже закрылась, академика немедленно накормили. Игорь Васильевич растрогался и подарил свою книгу о воде: ″У вас есть дети. Пусть прочитают. И вы тоже».«Борис Николаевич Ласкорин приехал в ЦИПК для проведения лекции по экологической обстановке на предприятиях отрасли и в стране.— Чему вы здесь учите? — поинтересовался он.
— Автоматизированным системам управления, применению вычислительной техники на предприятиях. Но нас иногда ругают, что слишком теоретично учим.
— И правильно. Главное — принципиальные положения, — заметил Борис Николаевич. — Головы у них есть! Пусть размышляют, как это применять на практике».