В обнинской "Технологии" науку развивают молодые ученые

Автор: 01 февраля 2018 689
В обнинской "Технологии" науку развивают молодые ученые

Обнинская «Технология» — признанный лидер в стратегических для страны отраслях — авиастроении и ракетно-космической промышленности. Огромную роль в таком успехе сыграла ставка на материалы будущего — стекло, керамику, композиты.

А еще ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина воспитало не одно поколение ученых, которые живут наукой. Сегодня руководство предприятия «лоббирует» интересы молодых. «На «Технологии» трудится талантливая, увлеченная молодежь, и наша основная задача — создать максимально комфортные условия для самореализации», — отмечает ее генеральный директор Андрей Силкин. Накануне Дня российской науки мы представляем молодых ученых, которые ведут «Технологию» к новым вершинам.

Скрепляющее звено

Виктория Мосиюк, начальник сектора научно-исследовательской лаборатории разработки и испытаний электроизоляционных и теплоизоляционных материалов. 

Виктория — молодая симпатичная девушка с нежным голосом. И когда только начинаешь с ней беседу, никаких ассоциаций между ней и сложной инноватикой не возникает. Как выясняется, напрасно. Виктория работает над идеями в сфере композитов — тех самых материалов будущего, без которых в современном мире невозможно развитие перспективных отраслей промышленности. Из последних разработок Виктория выделяет новое связующее для конструкционных композиционных материалов и высокотемпературный электроизоляционный компаунд.

Традиционно для создания конструкционных деталей из композиционных материалов используют автоклав — огромную «печь», где при высоких температурах и под большим давлением формуется изделие. Способ, хоть и проверенный, но весьма дорогой и трудозатратный. Кроме того, габариты изготавливаемого изделия при этом ограничены размерами самого автоклава. Виктория Мосиюк вместе с коллегами разработала особое связующее, на основе которого возможно получить композиционный материал «автоклавного» качества по другим технологиям формования. При этом готовые изделия будут работоспособны до +200о С. «Я вижу, что этот материал найдет свою нишу», — уверена Виктория.

Второй материал — высокотемпературный электроизоляционный компаунд. Если отказаться от технически грамотных, но сложных терминов, это своего рода герметик. Только к нему обязательно нужно добавить приставку «супер». Он отвечает высоким требованиям по электроизоляционным свойствам, вибро-, ударопрочности, работоспособен до +200о С и имеет небольшую усадку. Такие герметики крайне востребованы в радиотехнической и электронной промышленности.

В ОНПП «Технология» Виктория Мосиюк работает уже 10 лет. Пришла сюда с кафедры материаловедения ИАТЭ, инженером. Сегодня она уже начальник сектора. К слову, должность эта выборная. «Сейчас я работаю над кандидатской диссертацией, которая посвящена разработке теплостойкого эпоксибисмалеимидного расплавного связующего, — продолжает Виктория. — Я себя не вижу вне науки. Наверное, когда вливаешься в эту сферу деятельности, ты становишься с ней единым целым. Ведь иначе никаких результатов не достичь. А еще немаловажную роль, естественно, играют условия работы. Энтузиазм наших сотрудников вряд ли иссякнет — ведь руководство всегда поддерживает наши начинания».

Испытатель

Александр Терехин, начальник научно-исследовательского сектора направления «Керамика»
На первый взгляд, суть работы Александра Терехина вполне понятна — он вместе с коллегами проверяет работоспособность изделий, сделанных в ОНПП «Технология». Для этого их подвергают различным испытаниям, по максимуму имитируя реальные условия эксплуатации. Не на бумаге, а моделируя фактически реальные ситуации.

Приведем пример. Самолеты, ракеты испытывают колоссальные нагрузки в процессе эксплуатации — мощнейшие перепады температуры, давления, различные механические воздействия. Конечно, можно на земле сделать примерные расчеты того, что может случиться в полете. Учесть это в конструкциях. Потом запустить аппарат. Вот только высока вероятность того, что вернется он с серьезными повреждениями. Конечно, для исследователя получится богатый практический материал. Но с финансовой точки зрения такие эксперименты мало оправданы. Наземная же отработка позволяет проверить конструкцию, не отправляя, образно говоря, ракету или самолет в небо. Экономия средств — колоссальная.

«Самое искусство в этой технической работе — приблизить наземные условия к тем, в которых объект будет реально эксплуатироваться, — объясняет Александр Терехин. — То есть на земле мы должны фактически воссоздать ситуацию полета или другого этапа эксплуатации. Это непросто. Как правило, испытательное оборудование «заточено» под воспроизведение какого-либо одного вида воздействия. А учесть комплекс факторов — например, температуру, вибрацию, давление — гораздо сложнее. Именно этим мы и занимаемся. И именно в этом и заключается уникальность наших разработок».

…О своей работе Александр Терехин говорит с большим воодушевлением. Связывает ли он свое будущее с наукой и предприятием? А как иначе? «Мы стремимся к новым технологиям, хотим, чтобы наши изделия становились еще надежнее и эффективнее. А для этого ученые разрабатывают новые материалы, конструкции, а также методы и средства их испытаний, — рассказывает Александр. — И я горжусь тем, что «Технология» находится в самом сердце тех отраслей современной промышленности, жизнь и процветание которых невозможны без науки».

Чтобы спасти жизнь пилота

Никита Шаталин, начальник группы научно-исследовательской лаборатории направления «Стекло»
В комплексе «Стекло» совместно с ОКБ «Сухой» сегодня трудятся над созданием нового типа авиационного остекления для сверхзвуковых летательных аппаратов, не имеющего аналогов в России. Его основа — монолитный поликарбонат. В чем же его особенность? Во-первых, ударная прочность в 1,5-2 раза выше, чем у обычного органического стекла. А во-вторых, новый материал вдвое легче силикатного стекла. Есть и другие уникальные характеристики: у нового стекла высокая птицестойкость (птицы не повредят кабину, не травмируют пилота), через него лучше обзор во время полета, а также оно дает гарантированную защиту от высоких и низких температур, повышенной влажности, тумана. «Сейчас изделие проходит предварительные испытания на сверхзвуковых скоростях на летательном аппарате нового поколения, — комментирует Никита Шаталин. — И если наша разработка в экстремальных условиях полета поможет спасти жизнь пилота и самой машины — мы справились со своей задачей».

Никита Шаталин уверен, что сегодня очень важно концентрироваться на научной работе. Современные самолеты летают на «технологиях» «родом» из прошлого века. А представленное остекление от обнинского предприятия — это новая разработка в сфере авиации. В сфере авиации огромный научный задел был сделан в прошлом веке. И нынешние прорывные работы предприятия — закономерный результат. «Я горжусь, что ОНПП «Технология» идет в авангарде, — продолжает Шаталин. — Наверное, мы, ее сотрудники, по-другому и не можем видеть наше настоящее и будущее. У нас есть огромная мотивация для движения вперед, перед нами открыты глобальные перспективы».

 

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены