Это все нам дал «Буран»!

Автор: 15 ноября 2018 2726
Это все нам дал «Буран»!

На обнинской «Технологии» уверены: сегодняшние позиции предприятия как мирового лидера были бы невозможны без «бурановского» опыта

 

Полет «Бурана» в космос, о котором мир с восхищением узнал ровно 30 лет назад, 15 ноября 1988 года, стоит в том же почетном ряду, что и первый виток вокруг Земли искусственного спутника, первый полет человека в космос, первая высадка на Луну…

Но «Бурану» искусственно сломали судьбу. Он был рассчитан на сотню взлетов-посадок, а шанс дали всего на один. Страна тогда вошла в крутое пике, распалась на части, и обломки похоронили многие амбициозные планы.

Понадобились годы и невероятные усилия, чтобы на обнинской «Технологии» — а во многом именно благодаря ей появился многоразовый космический корабль! — могли вновь сказать: «Аналогов нашей продукции в мире нет. Мы впереди!»

База этого успеха была, в том числе, создана работой над «Бураном». Как это было? Слово — создателям легендарного корабля.

Владимир Викулин,
главный советник генерального директора ОНПП «Технология»:

С конца 70-х «Технология» работала на «Буран». Из 100 тонн его массы 10 — наши. Это сверхлегкие теплозащитные керамические плитки, высокопрочное остекление кабины пилотов, отсечные мосты, крупногабаритные конструкции из композиционных материалов и многое другое. Материалы нужны были прочные, легкие, спасающие от огромных перепадов температур в космосе.
Дать результат надо было быстро, а качество требовалось исключительное. Именно тогда предприятию удалось показать, что оно способно решить самые сложные задачи.
Например, нам поставили задачу заменить ниобиевые узлы крепления, которые применялись в конструкции закрылок и носового обтекателя корабля. Они должны были выдерживать экстремальные температурные нагрузки — до + 1 200 градусов. Но ниобий, во-первых, очень дорогой материал, а во-вторых, очень тяжелый. Мы создали керамические отсечные мосты — их было произведено несколько тысяч. Это был первый эксперимент по использованию керамики в таких нагруженных конструкциях возвращаемых космических кораблей. Аналогов не было нигде в мире, в том числе и в США. Нашу продукцию потом многократно проверяли — на прочность, термостойкость, вибрационные нагрузки, и керамика выдерживала все эти испытания.
«Технология» также делала теплозащиту «Бурана». Нам удалось разработать материал гораздо лучший, чем тот, что был у американцев. Если помните, шаттл «Колумбия» потерпел катастрофу как раз из-за разрушения теплозащитного слоя. Под воздействием термоциклов материал стал хрупким, а наш выдерживал такие нагрузки.
И сегодня очень многие из тех решений в области теплозащитных, композиционных, керамических материалов широко используются в самых передовых разработках. Так что, когда кто-то говорит, что «Буран» — выброшенные на ветер деньги, это неправда. Это уникальное творение русских конструкторов, инженеров, ученых. Оно дало задел нашей науке и технике на десятилетия вперед.

Николай Выморков,
заместитель директора НПК «Композит» ОНПП «Технология»:

Мы должны были создавать новые материалы, которых еще не было в помине. Тогда, в самом начале 80-х, даже науки такой о композитах в стране практически не было. Мы отвечали за крупногабаритные конструкции из композиционных материалов. Разработали детали створок отсеков полезного груза общей длиной 18 метров, ширина 7 м, с уникальной трехслойной обшивкой толщиной всего 0,36 мм. И материалы для этой задачи созданы были тоже уникальные — углеродные ленты, тонкие органические ткани, полимерные сотовые заполнители.
Учитывая тонкие обшивочные конструкции, была вероятность, что при сборке их могут повредить. И надо было быть готовыми оперативно эти дефекты устранить. Помню, ровно за два месяца до полета, 15 сентября, приходит сообщение: на «Буране» нарушение целостности створки отсека полезного груза в трех местах. В шесть утра на следующий день мы уже были со всем комплектом необходимого оборудования на месте. «Буран» уже стоял на «Энергии». Работали около полутора суток, ночевали прямо на рабочем месте, но все дефекты исправили.
А 15 ноября мы с моим напарником вылетели на Байконур и должны были там приземлиться через час после посадки «Бурана». Но разыгрался страшный ураган, и нас посадили в Нукусе. Только через два дня увидели свой корабль — все створки на месте, все плитки практически тоже. Тогда такую гордость за работу «Технологии» почувствовал — словами не передать.
Да, и все технологии, которые мы применяем сегодня в авиационной технике, для МС-21, для боевой авиации, — их основа в 80-х. Это все нам дал «Буран»!

Роза Келина,
руководитель НИОКР по разработке новых термостойких высокотемпературных стекол и крупных стеклозаготовок для кабины пилота «Бурана», ОНПП «Технология»:

Нам поставили задачу — разработать высокопрочное термостойкое остекление. Требования к нему были на тот момент, казалось, невыполнимые. Это стекло должно было надежно герметизировать кабину, выдерживать температуру до 1 200 °С, да еще и быть оптически прозрачным — чтобы съемку космоса вести. Руководство страны дало задание сразу двум предприятиям — «Технологии» и Лыткаринскому заводу оптического стекла: кто быстрее и лучше справится с поставленной задачей. Наши показатели оказались лучше, и разработку передали нам полностью.
Комплект остекления — сложная камерная конструкция. Впереди два кварцевых стекла, которые снимали тепловую нагрузку, а третье — силовое — обеспечивало защиту. Чтобы получить максимально однородную массу, на «Технологии» построили печь листового стекла с непрерывной выработкой в ленту через платиновую трубу. Потом шла целая цепь обработки — тонкий отжиг, шлифовка, предварительное просветление, обработка по краям и контуру, глубокая полировка алмазами, и, наконец, ионно-обменное упрочнение. На каждом этапе — контроль. Это была самая сложная в научном и техническом плане работа в моей жизни.
Мы понимали, что работаем на космический корабль, на котором полетят люди, и их безопасность была главной задачей. И над ней трудились все вместе — ученые, испытатели, рабочие, конструктора, инженеры. Это был настоящий союз науки и производства.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены