Центральная тема всех монографий Виктора Канке такова: человек призван быть умным и добрым. Если же он не реализует это свое призвание, то непременно становится неумным и злым. Это правило действует применительно ко всем людям, независимо от их возраста, пола, ученых степеней и занимаемых должностей, в том числе самых высоких. Умен тот, кто владеет не только на словах, но и на деле самыми развитыми теориями. Но если вроде бы знаток теорий не использует свои знания для максимизации благоденствия всех людей, задействованных в рассматриваемой ситуации, то он зол, но поэтому, в конечном счете, и не умен.
Особенно критически профессор настроен к тем ученым, которые, добиваясь несомненного успеха в отдельной науке, за ее пределами оказываются далеко не мудрецами.
— Недостаточно быть чемпионом исключительно в какой-то одной области, — убежден Виктор Канке. — По мере своего развития всякая наука становится все более сложной, и неизбежно наступает такая стадия, когда ученые начинают испытывать острую нужду в специальном анализе устройства излюбленной ими науки. Тогда наступает стадия метанауки. В свое время, например, математик Давид Гильберт и физик Альберт Эйнштейн призывали своих коллег энергично заняться метанаукой. На зрелой стадии своего развития наука должна быть непременно вписана в область метанауки. Как раз это я и попытался сделать применительно к ядерной энергетике. Я надеюсь, что мои усилия будут подхвачены непосредственно специалистами в этой области.
Действительно, в распоряжении ядерных энергетиков находится энергетический фактор огромной мощности, и здесь особенно актуальной становится этика ответственности.
— Ее забвение чревато катастрофами планетарных масштабов, — подчеркивает Виктор Канке. — Непозволительно развивать ядерную энергетику и ядерное образование без этики ответственности. Как же ввести ее в практику производства и образования? На это дает ответ книга «Методология и этика ядерной энергетики».