Космос и Обнинск

Автор: 08 апреля 2021 1226
Загрузка обечайки головного обтекателя ракеты-носителя в автоклав Загрузка обечайки головного обтекателя ракеты-носителя в автоклав

Главная «космическая» цифра этого года, безусловно, 60 — столько лет прошло со дня первого полета человека в космос. Это, конечно, совпадение, но у Обнинска есть еще одни почти «космические 60»: 61 аппарат с комплектующими от «Технологии» находится сегодня на орбите.

В списках значится

Только в прошлом году для космической отрасли «Технология» изготовила 750 изделий. А всего ОНПП «Технология» изготовило комплектующие для более чем ста ракет-носителей, на десятках космических аппаратов сегодня установлены композитные комплектующие, которые сделаны в наукограде. А потому не случайно правительство России вносит обнинское предприятие в списки исполнителей своих стратегических проектов.

Космическая история

В области космической тематики ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина всегда «гремело» на весь мир. Сначала был «Буран». 30 лет назад Советский Союз снова вырвался вперед в споре с США о доминировании в космическом пространстве. С Байконура стартовал многоразовый космический корабль «Буран», у которого каждый десятый килограмм «сухого» веса — детали, созданные обнинской «Технологией». Этот факт, наверное, знает каждый обнинский школьник. И это особый повод для гордости горожан — Обнинск стал частью космической истории мира.

Смена эпох закрыла тот космический проект — воплощение уникальных технологических решений. Но опыт, наработанный во время создания «Бурана», дал импульс новым идеям. Он открыл для «Технологии» новые горизонты глобальной космической науки и техники.

«Сейчас для космической отрасли предприятие серийно производит обечайки головных обтекателей ракет-носителей «Ангара» всех модификаций и «Протон-М», двигательный отсек, и другие элементы из композитных материалов для многоразового корабля «Орел», системы терморегулирования и панели солнечных батарей для космических аппаратов», — поясняет Анатолий Свиридов, директор направления «Композит» ОНПП «Технология».

Миссия выполнима

Известный факт — вывод каждого килограмма полезной нагрузки в космос стоит примерно как килограмм золота. То есть если спутник тяжелый, приходится либо увеличивать запас топлива в носителе для его вывода на орбиту, либо уменьшать количество приборов, облегчая сам аппарат в ущерб функциональности.

С другой стороны, продолжается гонка между странами и производителями за размеры космических аппаратов — габариты орбитальных аппаратов становятся меньше, но для создания полноценных группировок отправлять приходится большее их количество. Межпланетные станции становятся, наоборот, все крупнее и требуют увеличения отсека, в котором отправятся в космос. Значит, ракета-носитель должна иметь большой грузовой отсек, при этом оставаясь максимально легкой. Решение таких задач зависит не только от конструкторов, но и от возможностей производителей — смогут ли они реализовать чертежи и идеи в реальные изделия? Обнинское предприятие на такое способно! Если раньше диаметр головного обтекателя составлял 4 метра, то теперь этот параметр превышает 5 метров. Казалось бы, метр разницы — разве это много? Да! Особенно, если речь идет о месте для размещения полезного груза. А после четырех этапов модернизации корпус головного обтекателя ракеты-носителя стал легче почти на две тонны.

Где еще можно «сэкономить» на весе отправляемой в космос продукции? Взять, к примеру, солнечные батареи космических аппаратов. Для них «Технология» сделала суперлегкий каркас — углепластиковую силовую конструкцию, куда устанавливают фотоэлементы. Она самая легкая в мире по удельной массе. Секрет — использование композитных материалов. А еще конструкция — настоящая «броня» для фотоэлементов модуля. Защищает их от космических частиц и радиации. Сверхлегкие каркасы уже «работают» на космических аппаратах «Аист», «Аист-2Д».

В поисках жизни

А тем временем ученые идут дальше. Сегодня человечество объединилось в поисках жизни на Красной планете. Речь о миссии «ЭкзоМарс». Это один из самых амбициозных проектов в мире. И хоть первый этап проекта окончился неудачей — связь Земли с посадочным модулем Schiaparelli была утеряна — сегодня ученые многих стран с надеждой думают о второй миссии. Сроки очень сжатые, а задачи серьезные — и научные, и конструкторские. В ОНПП «Технология» изготовили элементы десантного модуля: специальную платформу, на которой закрепят сам марсоход, а также защитный кожух и аэродинамический экран.

«Защитный экран имеет достаточно сложную конструкцию, это своего рода многослойный пирог, который чередуется слоями углепластика и сотового заполнителя, и в дальнейшем он еще покрывается теплозащитой, — рассказывает Анатолий Свиридов, директор НПК «Композит» ОНПП «Технология». — А вообще разработки предприятия — это повод для гордости. То, что создает наш коллектив, зачастую, просто не имеет сопоставимых мировых аналогов».

Из первых рук

Генеральный директор ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина Андрей Силкин: «Предприятие занимает особое место в отечественной космической отрасли. Наши композитные комплектующие уже в конце 70-х были в составе космических станций «Венера-15» и «Венера-16» — единственных на тот момент передавших данные с этой планеты. Многоразовый космический корабль «Буран» — отдельная веха в истории нашей космонавтики и «Технологии». Каждое событие — ступенька для следующего шага. Развитие отечественной космонавтики без участия предприятия сегодня трудно представить».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены