Молодые ученые обнинской «Технологии» создают уникальное покрытие для остекления кабин пилотов военных самолетов

Автор: 26 июля 2018 1347
Молодые ученые обнинской «Технологии» создают уникальное покрытие для остекления кабин пилотов военных самолетов

Они делают летательные аппараты малозаметными для радаров и защищают жизни летчиков

 

Обнинские стекла против радаров

Практически вся боевая авиация страны, которая сегодня поднимается в небо — штурмовики, истребители, бомбардировщики — оснащены стеклами от ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. Наше предприятие единственное в России, кто делает такую уникальную защиту для кабин самолетов.

Одной из самых видимых для радаров противника частей самолета традиционно считается остекление кабины пилота. В кабине находится множество приборов, которые отражают и излучают радиолокационные волны, и противник издалека видит летательный аппарат. А в «Технологии» придумали, как сделать самолет невидимым.

В лаборатории оптических покрытий ОНПП «Технология» делают эксклюзивное остекление с нанесенной на поверхность наноразмерной металлооптической композицией. На стекло в вакууме наносится многослойное тонкопленочное покрытие металлов и их оксидов, и такой «союз» буквально творит чудеса. Покрытие в сотни раз ослабляет прохождение высокочастотных волн, спасает летчиков от интенсивного облучения и при этом в разы снижает заметность самолета на экранах радаров противника. А еще это покрытие защищает летчиков от теплового излучения, солнечной радиации и ультрафиолета, улучшает условия наблюдения закабинного пространства. А это значит одно: повышается боевой потенциал и выживаемость боевой машины. Аналогов этой технологии в мире нет.

«Возможность применения данного покрытия на остеклении из перспективного материала — оптического поликарбоната — позволяет «Технологии» выпускать изделия конструкционной оптики для авиации с уникальными характеристиками, — комментирует генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин. — Надо отметить, что область применения таких изделий очень широка, в частности, они могут использоваться при строительстве любой техники, создаваемой с применением стелс-технологий».

К слову, о стелс-технологиях. И тут обнинцы опередили законодателей моды — американцев. На их машинах покрытие состоит из полупрозрачной пленки золота. Отличный материал: не окисляется, обеспечивает все требования по защите. Но имеет серьезный недостаток — бликует. Летчик хуже видит, менее точно считывает информацию, быстрее устает и хуже реагирует на опасность. Благодаря тому, что покрытие у нас многослойное, удалось получить не только более эффективную защиту и лучшие функциональные свойства, но и более высокие оптические параметры. Наше покрытие можно наносить на силикатные и органические стекла, включая и поликарбонат. Многослойная оптическая конструкция имеет меньший коэффициент отражения, а значит, и бликов меньше, и стекло прозрачней. Пилот чувствует себя более комфортно.

Если 50 лет назад «Технология» была знаменита на всю страну своими обычными стеклами, 10 лет назад — уже своими композитами, став лидером стратегических для страны отраслей, сегодня на предприятии активно работают с совершенно новыми материалами — монолитным поликарбонатом с многофункциональным покрытием. На самом деле это технологии будущего.

Разработали не только технологию, но и оборудование

Сделать остекление с такими характеристиками, понятное дело, на коленке не получится. Нужно высокотехнологичное оборудование. Приобрести его нельзя ни за рубежом, ни в России — обнинская технология уникальна. А потому и готовых «станков» для нее нет.

«Мы стали решать задачу самостоятельно, — рассказывает начальник лаборатории оптических покрытий ОНПП «Технология» Олег Просовский. — Основные узлы закупали, что называется, по всему миру. А дальше понадобились мозги и руки специалистов «Технологии», чтобы собрать из этих узлов то единое целое, которое и позволило получить уникальный результат».

Чтобы наносить покрытие на стекло, сначала создали горизонтальную магнетронную установку. Магнетроны — мощные технологические источники для нанесения тонких пленок в вакууме. С их помощью «одевают» стекло кабин самолетов и вертолетов в суперпокрытие.

Но появились новые задачи — самолеты с более крупным остеклением, длиной более 2-х метров и с более высокими требованиями по материалам и конструкциям. И главное — на стекло надо было наносить покрытие сразу и с внутренней, и с внешней стороны. Встал вопрос о принципиально новом оборудовании — вертикальной магнетронной установке. «Мы обратились к генеральному директору ОНПП «Технология» Андрею Силкину. Он не просто поверил в нас, но и поддержал, — с гордостью говорят в лаборатории. — Вопрос решился буквально за полгода. Установку запустили в конце 2016 года, и она уже вывела продукцию на совершенно новый уровень».

Но жизнь ставит новые и новые задачи. Важным направлением в лаборатории оптических покрытий является производство многослойных интерференционных светофильтров. Созданы и внедрены ионные источники для плазменного ассистирования процесса электронно-лучевого испарения. Благодаря этому оптические детали с покрытиями ОНПП «Технология» не боятся загрязнений и многократных протирок.

Специалисты предприятия не отстают от современных веяний в науке и технике мировой индустрии прецизионной оптики. Сегодня в мире крайне активно внедряется в производство оптических покрытий технология плазменного ассистирования реактивного магнетронного распыления (PARMS). Специалисты ОНПП «Технология» создали собственную экспериментальную установку. Новое оборудование позволяет наносить сверхсложные интерференционные светофильтры с числом слоев оптической конструкции, измеряемым сотнями. Проводятся исследования в области оптических мета-материалов. Данные исследования в мире находятся в зародышевом состоянии.

«Уже через год-другой мы осуществим прорыв в этой сфере, — уверен Просовский. — В России появится еще одно технологическое направление, которое крайне востребовано на рынке. Это 200-300-слойные покрытия высококачественных светофильтров для медицины, для уплотнения передачи информации по оптоволокну и так далее».

Почти вся отечественная боевая авиация оснащена стеклами от ОНПП «Технология»

Научная школа: молодые и очень устремленные

Современные технологии требуют абсолютно нового мышления. Нужны люди с молодыми мозгами и креативными идеями, которые готовы и умеют трансформировать информацию в технологии. И в последние годы коллектив лаборатории сильно помолодел.

Например, Александр Гвоздев — прекрасный инженер, техник, человек, который схватывает все на лету. Он обладает не только хорошей логикой мышления, но и интуицией, что для исследователя крайне важно. Другой инженер — Андрей Исамов — не просто ученый, а еще и настоящий менеджер, который прекрасно справляется со всеми организационными вопросами. Илья Левкин — еще один специалист-технолог высокого класса, который выполняет поистине ювелирную работу. Он наносит специальный полимерный подслой для обеспечения адгезии покрытия к стеклу при производстве авиационного остекления.

Еще один самородок в коллективе Просовского — Александр Буднев. Он только что на отлично защитил диплом магистра ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Несмотря на свой юный возраст, Александр решает задачи государственной важности: он стал соавтором системы управления магнетронной установки. Она, к слову, превосходит по своим качествам зарубежные аналоги.

По сути дела, в лаборатории не только успешно выполняют гособоронзаказ, но и решают проблему, над которой бьются во всех научных коллективах страны: здесь создан мост поколений, знания и опыт передаются в надежные молодые руки.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены