До и после ЕГЭ

Автор: 15 апреля 2011 2668

Тесты не способствуют росту мотивации к учебе. И далеко не все успешно сдавшие единый госэкзамен потом в состоянии учиться в вузе.

Об этих проблемах мы беседуем с руководителем Малой академии наук «Интеллект будущего» Львом Ляшко. В этой организации умеют зажечь в душах юных исследователей огонь познания.

Тесты не способствуют росту мотивации к учебе. И далеко не все успешно сдавшие единый госэкзамен потом в состоянии учиться в вузе.

Об этих проблемах мы беседуем с руководителем Малой академии наук «Интеллект будущего» Львом Ляшко. В этой организации умеют зажечь в душах юных исследователей огонь познания.

Корр. Современная система поступления в вуз, когда все определяет балл, полученный во время сдачи ЕГЭ, так или иначе отбивает у молодежи стимул к научному поиску. Получается, вузы не могут отобрать потенциальных ученых, они берут тех, кто хорошо отвечает на тестовые задания.

Ляшко. Да, это так, но в обществе есть понимание, что сегодняшняя система не идеальна. Наметилась определенная положительная тенденция. В некоторых вузах есть творческие конкурсы, результаты которых являются определяющими при поступлении. Кроме того, сейчас в школах вводится новый федеральный стандарт образования, где серьезный акцент ставится не просто на получение знаний, а на развитие универсальных учебных действий, творческих способностей школьника, исследовательских навыков. Это, кстати, основные задачи Малой академии наук «Интеллект будущего».

С другой стороны, все больше и больше вузов в России стали рассматривать при поступлении портфолио абитуриентов — при прочих равных условиях предпочтение отдается тем, кто уже имеет какие-либо достижения в избранной науке, например, проводил в течение нескольких лет научное исследование и выступал с результатами на российских конференциях. Например, отличник с дипломами и почетными грамотами, полученными на форумах «Интеллекта будущего», имеет больше шансов поступить в институт, чем просто отличник.

Корр. Тем не менее, постоянно слышен рефрен (в том числе и со стороны вузов), что интерес молодого поколения к науке вообще и учению в частности упал, что студенты и школьники не хотят учиться, не имеют мотивации…

Ляшко. Я не могу согласиться с этим утверждением. Число школьников, которые принимают участие в наших проектах, постоянно растет. Скажем, недавно у нас проходила XXVI конференция «Юность. Наука. Культура», в которой участвовало на двух сессиях более 600 юных делегатов из 420 городов России, — это дети, увлеченные научным поиском. Если сравнить количество участников на заочном этапе конкурса исследовательских работ за несколько лет, то картина следующая: 10 лет назад участвовало 959 школьников, 5 лет назад — 1 342, в этом году более 3 000 человек.

Корр. Ну, честно говоря, тут велик, а может быть, является определяющим, вклад самой Малой академии наук «Интеллект будущего» и труда ваших педагогов и экспертов, которые могут увлечь детей… Хотелось бы задать прагматичный вопрос. У старшеклассников масса времени уходит на подготовку к заключительному тестированию в форме ЕГЭ. Времени и сил на другое — например, на ту же научную работу, просто не остается.

Ляшко. Если ребенок увлечен, времени и сил хватает на все. Такие дети очень адаптивны, они легко усваивают новые знания, и главное — мотивированы на учебу. Очень часто приходится слышать от преподавателей вузов не только о снижении уровня подготовки даже тех абитуриентов, что сравнительно неплохо сдали ЕГЭ, но и об отсутствии у новоиспеченных студентов желания учиться. Дети, прошедшие школу «Интеллекта будущего», заметно отличаются в лучшую сторону. Им интересно и легко учиться в вузе, они с первых дней готовы к продолжению самостоятельной научной работы. В определенном смысле, у них уже есть база для успешной деятельности в выбранной области знаний. Важно не растерять этот потенциал.

Корр. Не каждый школьник готов участвовать в исследовательской работе.

Ляшко. Чтобы увлечь школьников творческой деятельностью, Малой академией наук «Интеллект будущего» проводятся более 200 конкурсов по различным направлениям, включая школьные предметы. Например, в рамках Всероссийского проекта «Познание и творчество» есть такие конкурсы: «Математическая мозаика», «Лингвистическая археология», «Путешествие на Луну», «Интеллектуальный марафон», «Тайны животного мира», «Михаил Ломоносов: наука», «Физика вокруг нас», «Юный художник», «Компьютер + Интернет», «Юрий Гагарин: дорога в космос», «Удивительная география», «Топонимика», «Ума палата» и много, много других.

В таких конкурсах в течение года участвуют тысячи ребят со всех регионов России. Поэтому хорошим «лекарством» для формирования мотивации является творческая, исследовательская работа ребенка, чтобы от маленького успеха в конкурсе школьник переходил к серьезной исследовательской научной работе.

Мы считаем, что каждый ребенок потенциально талантлив, надо только найти, в какой области, и создать условия для проявления его способностей — не случайно наша программа называется «Интеллектуально-творческий потенциал России», а сайт www.future4you.ru — будущее для вас!

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены