В поход за языком

Автор: 11 ноября 2010 2462

Интерес обнинцев к получению различных языковых сертификатов крепнет год от года. Одни нуждаются в свидетельствах об успешно сданных экзаменах для трудоустройства в российские филиалы иностранных компаний, другие — для обучения в вузах, третьи — для повышения самооценки Сейчас в Обнинске сформировался огромный объем предложений по изучению иностранных языков — в городе работает множество специализированных курсов, предлагающих самые разные методики овладения языками. Немало на этом рынке и репетиторов. Куда податься?

Интерес обнинцев к получению различных языковых сертификатов крепнет год от года. Одни нуждаются в свидетельствах об успешно сданных экзаменах для трудоустройства в российские филиалы иностранных компаний, другие — для обучения в вузах, третьи — для повышения самооценки, четвертым нужно организовать срочный перевод документов.


Сейчас в Обнинске сформировался огромный объем предложений по изучению иностранных языков — в городе работает множество специализированных курсов, предлагающих самые разные методики овладения языками. Немало на этом рынке и репетиторов. Куда податься?

Руководители обнинских языковых курсов говорят о двух основных правилах при выборе мест обучения. Первое — это сарафанное радио. До сих пор такой способ остается одним из эффективных при выборе того или иного учебного заведения или репетитора. Нелишним будет поинтересоваться о достижениях тех, кто уже обучался на этих курсах. В уважающих себя школах вам с удовольствием перечислят список олимпиад, конкурсов, на которых победили их дети, или назовут имена известных в городе компаний, которые посылают именно сюда обучаться своих сотрудников.

Второе обязательное правило — проверить лицензию. Тут есть один важный аспект. Лицензия может быть федеральной, а может — и региональной. В принципе, для потребителя разницы нет никакой. Но надо помнить: лицензия, выданная в одном регионе, в другом — не действительна.

Также многие курсы все еще предлагают в качестве особой фишки обучение у носителей языка. Это имеет особенный смысл, если человека интересует развитие навыков общения. Опыт показывает, что, занимаясь с иностранными преподавателями, учащиеся быстрее освобождаются от языкового барьера, лучше понимают иностранную речь и учатся бегло говорить. Но, выбирая для себя учителя или обучающие курсы, нельзя забывать, что носитель языка, у которого имеет смысл брать уроки, должен быть не просто человеком, приехавшим из-за рубежа. За последнее десятилетие репутацию профессиональных преподавателей — носителей языка существенно подпортили иностранцы, которые, не имея ни соответствующего образования, ни опыта, брали на себя ответственность за ведение занятий.

 

Только для взрослых

 

Что изучают?

 

Сейчас в Обнинске появляется все больше компаний, где условие знания иностранного языка становится фактически в один ряд с требованием высшего образования. Более того, благодаря иностранным компаниям, которые получили местную прописку, круто возрос спрос на довольно экзотические языки — корейский или итальянский. Так, руководство иностранного производства в соседнем Малоярославце долгое время искало преподавателя итальянского. В Обнинске есть только один такой специалист.

Специалисты центра иностранных языков ФРИДАСа констатируют: «На сегодняшний день одним из самых востребованных языков остается английский. Примерно 80% от общего числа слушателей выбирают для изучения именно его. Вот уже много лет английский признан во всех бизнес-сообществах и неформально считается языком международного общения. Второе место занимает французский. Во-первых, горожане могут устроиться во французские компании, которые не так давно открыли свои производства в нашем регионе. А, во-вторых, именно у обнинцев есть возможность уехать работать во Францию. Не угасает и традиционный интерес к немецкому языку. Тут срабатывает тот же фактор, связанный с наличием немецких предприятий в области.

В последнее время наши люди хотят изучать и испанский. С одной стороны, это, по-видимому, связано с популярностью туристических поездок. С другой — образовательные программы с Аргентиной, которые сегодня доступны нашим студентам.

Нельзя забывать и о финском языке. Сейчас рядом с Обнинском работает 6 финских компаний. И если между собой русские и финны спокойно говорят на английском, то разобраться в финской документации порой бывает сложно. А поэтому переводчики с финского крайне востребованы. Порой даже приходится идти на хитрости — «выписывать» русских студентов, которые обучаются в Финляндии». 

А еще в Обнинске обозначился взрывной спрос на русский язык как иностранный. Недавно при ИАТЭ начал функционировать Международный ядерный центр по подготовке и переподготовке специалистов. В числе первых слушателей — специалисты из Вьетнама. Вот им-то как раз и нужны преподаватели русского.

 

Как изучают?

 

Вообще существует три основных подхода к изучению иностранных языков. И все школы в той или иной мере их сочетают.

Первый — естественный, когда человек сначала учится понимать иностранную речь, затем начинает говорить на языке и только после этого переходит к чтению и письму. Так учат родной язык маленькие дети: овладев речью, приступают к изучению самого языка лишь в школе. Люди, изучившие язык таким методом, как правило, бегло говорят, хорошо понимают устную речь, но нередко делают грамматические ошибки в письме.

Второй подход — коммуникативный. Здесь язык изу- чается в процессе живого общения. Человек активно участвует в живых диалогах, играх, вслух читает тексты,

 

слушает записи. Этот способ помогает научиться хорошо писать, говорить и без труда понимать устную речь. Однако полученные знания приходится постоянно поддерживать: при длительных перерывах слова и правила стираются из памяти, для их восстановления требуется начинать обучение почти с нуля.

Третий подход — классический, или грамматико-переводной. Он знаком нам со школьной скамьи. К слову, именно этот метод, оформившийся в советские времена, и стал причиной некогда распространенного мифа о неспособности русских к овладению иностранными языками. При классическом подходе знакомство с языком начинается с глубокого изучения грамматических форм и правил, заучивания наизусть значений слов — в отрыве от живого общения. Люди, сумевшие выучить язык таким способом, знают его глубоко, хорошо разбираются в тонкостях, однако тяжелее общаются устно и в случае перерыва забывают язык так же, как и обучаемые по коммуникативному методу.

Поэтому прежде чем приступить к изучению иностранного языка, преподаватели, в первую очередь, советуют определиться с целью — методы должны быть адекватны задачам. Мы пообщались со многими обнинскими преподавателями иностранных языков. И все они сходятся во мнении, что большинство горожан в основном просят научить их болтать — грамматикой они наелись еще в школе и институте. То есть, говоря бытовым языком, они хотят, например, приехать куда-нибудь за рубеж и спокойно начать диалог с местным населением. Таким слушателям однозначно подойдут занятия в группах, где идет постоянный тренинг разговорного языка, а слушатели получают контекстное общение.

Также в последнее время в городе востребованы интенсивные курсы — ускоренное усвоение языков. Речь идет об известных школах Китайгородской, Шехтера и ряде других. Главная их цель — раскрепостить ученика, чтобы он сам стремился говорить на иностранном языке. Тут в ход идут и суггестивные методы «погружения» в язык, и эмоционально-смысловой подход. Как отмечают педагоги, интенсивы сегодня особенно популярны среди корпоративных клиентов, когда за короткий промежуток времени надо начать говорить на неродном языке. На таких курсах снимается языковой барьер. Однако добиться глубоких знаний, увы, не получится. Чтобы «отполировать» язык, надо вновь вернуться к учебнику.

Другой распространенный метод изучения — с помощью репетитора. Индивидуальный преподаватель даст базу, скелет. Но ведь на скелет надо еще и нарастить мышцы. И тут возможностей у репетитора уже меньше. И надо помнить: успешность напрямую зависит от квалификации учителя.

Что касается изучения языка по самоучителю, такой способ подойдет в основном тем, кто уже овладел определенным объемом знаний. В таком случае человеку будет легче, а главное — интереснее ориентироваться в языковом пространстве. Кроме того, к изучению по самоучителю можно спокойно присоединить чтение иностранных книг или просмотр фильмов. Благо, выбрать сегодня есть из чего. Но тут главное, чтобы вам было интересно это делать. То есть, чтобы читали не ради грамматических конструкций или идиом, а ради сюжета.

 

Только для детей

 

Сегодня обнинские школьники поголовно изучают английский язык. Как пояснили в управлении общего образования, заниматься начинают со второго класса — такова школьная программа. А когда лучше и эффективнее всего? Этот вопрос до сих пор порождает много ответов. Одни родители полагаются на правило «чем раньше — тем лучше» и пытаются записать свое еще только четырехлетнее чадо на курсы. Другие папы и мамы считают, что школьных знаний вполне достаточно. Впрочем, у обнинских педагогов есть вполне четкая рекомендация: «Пока ребенок не начал читать и писать на родном языке, об иностранном лучше не думать. Дело в том, что в процессе изучения языка необходимо обладать навыками аудирования, речевоспроизведения, письма, чтения. Для целостного восприятия чужого языка необходимы все эти знания. Поэтому 8-9 лет — оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься».

К слову, сегодня немало детей изучают несколько языков. Стоит ли одновременно учить два языка, например, английский и французский? Тут мнения расходятся. Одни специалисты говорят, что второй язык легче «ляжет» на английскую «основу» — языки романо-германской группы схожи в изучении. Вторые уверены в том, что на пользу пойдут параллельные занятия. Третьи — категорически против одномоментного изучения нескольких языков. По их словам, ребенок так легко потеряется и навсегда останется «закрытым» к языкам.

Олеся КЕДРАН

экспертное мнение

Валентина ШЕСТОПЕРОВА, руководитель школы Лингвоцентр (ул. Ленина, 10, тел. 9-70-19):

Сегодня реалии современного мира совершенно четко диктуют правила: помимо основной профессии человек должен владеть 2-3 языками. Только так можно пробиться в условиях жесткой конкуренции.

И в этой связи совершенно естественна реакция рынка иностранных языков — постоянно появляются новые школы. Поэтому, чтобы сделать правильный выбор, будущий слушатель должен обратить внимание на ряд критериев. Во-первых, языковая школа должна предоставить специально оборудованные учебные классы, а также хорошие учебные пособия — благо сегодня они вполне доступны.

Во-вторых, огромную роль играет преподаватель — он должен не просто иметь языковое образование, но и постоянно совершенствовать свои знания и проходить стажировку, в том числе и международную. В-третьих, посмотрите на результаты школы — они должны показывать уровень учебного заведения. Так, учащиеся Лингвоцентра занимают призовые места на турах Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, «Полиглот» (проводится факультетом иностранных языков МГУ), «Воробьевы горы» и «Ломоносов» (МГУ). Выпускники Лингвоцентра без проблем сдают вступительные экзамены по английскому в вузы с профилирующим иностранным языком. При этом на ЕГЭ они показывают высокие баллы: от 80 до 99 баллов.

Еще один важный момент. Изучение иностранного языка — адский труд. Это надо понимать. И здесь возраст имеет огромное значение. Чем раньше начнется приобщение к языку, тем больше шансов на успех.

 

Анна НАЗАРОВА, руководитель «Обнинского колледжа» (пр. Маркса, 26, т. 3-21-22, 3-65-53):

Английский язык сохраняет статус международного. И в нашем учебном заведении мы отдаем предпочтение ему как первому для изучения. Хотя в колледже существует возможность изучать и немецкий — как второй язык — в индивидуальном режиме.

Как лучше изучать иностранный язык — на групповых занятиях или, может, индивидуально, с помощью репетитора? Это зависит от нескольких факторов: цели обучения, сроков, возраста и способностей обучающегося. Поэтому каждый из перечисленных вариантов может быть эффективным. В нашей школе мы предлагаем групповые занятия для детей, а также вечерние занятия для взрослых и детей. Суммарно получается в начальной школе 3 часа в неделю английского, 5 часов в среднем и старшем звене. Кстати, в нашем детском саду дети тоже начинают знакомство с английским языком. Кроме того, мы предоставляем возможность индивидуальных занятий для детей и взрослых, учитывая уровень владения языком.

Но все-таки один из наиболее острых вопросов, когда человек решает начать изучать иностранный язык, — это выбор курсов или школы. Сразу отмечу, вопрос не из легких. Здесь большую роль играют отзывы и результаты тех, кто там обучался. Очень много говорит «возраст» учреждения, ведь плохо зарекомендовавшее себя учреждение не просуществует много лет. Кстати, НОУ СОШ «Обнинский колледж» в этом учебном году отметит свой 20-летний юбилей.

 

 

 

экспертное мнение

Юлия РАСТОПЧИНА, проректор по международным связям ФРИДАС (ул. Гурьянова, 19, офис 240, т. 7-33-51):

Английский язык был, есть и будет в приоритете. Есть шутливая расхожая фраза: его учат арабы, чтобы общаться с японцами. Английский — язык международного общения. И этим все сказано.

В последнее время в Обнинске мы фиксируем взрывной спрос со стороны корпоративных клиентов. Руководство предприятий организует для своих сотрудников бесплатные курсы английского. Причем уровень владения языком может быть самый разный — востребованы как курсы для начинающих, так и для продвинутых.

То же самое можно сказать и про обнинских студентов. Сегодня у них есть возможность получить образование за рубежом, причем совершенно бесплатно! Единственное обязательное условие для обучения по программам в Финляндии — знание английского языка. Так, например, университеты прикладных наук в Финляндии создали консорциум, в который входят 14 вузов. Эти вузы открыли в России и странах СНГ пункты приема экзаменов. Один из них — в Обнинске. Ребята сдают вступительные экзамены финским преподавателям, которые специально для этого к нам, в Обнинск, приезжают. А российские педагоги помогают нашим студентам готовиться к этим экзаменам.

 

Евгения БАБУШКИНА, руководитель проекта English Speaking Club (Калужская, 4, т. 9-09-39):

English Club — это относительно новая форма обучения английскому языку. Даже хорошо говорящему на иностранном языке человеку нужна постоянная практика.

В клубе за чашкой чая или кофе участники обсуждают любые интересующие темы — от кулинарии до политики. И все это — на английском. Родной язык во время занятий запрещен. Основная цель — погрузить человека в языковую среду, разговорить и вселить уверенность.

Для участия в клубе необходимо, чтобы участники понимали английскую речь на слух, а также могли выразить свою мысль на иностранном языке. То есть уровень — Pre-Intermediate и выше. Преподаватель предлагает на выбор несколько возможных тем. Участники также могут предлагать свои темы, но необходимо предварительно обговорить их с организаторами. В течение встречи ведущий не исправляет допущенные ошибки. В конце занятия преподаватель консультирует каждого индивидуально и дает рекомендации.

Кроме того, мы проводим тренинги по английскому языку, связанные с различными аспектами повседневной и деловой жизни. Каждый тренинг рассчитан на 3-5 академических часов плюс перерыв на coffeebreak.

И последнее. Сейчас люди живут в постоянно плотном временном графике. И на какие-то экстра-занятия времени порой не хватает. Поэтому English Club достаточно посещать хотя бы раз в месяц для поддержания языка «в тонусе».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены