Планы перевыполнили
Корр. Не так давно закончился учебный год. За этот срок ИАТЭ брался решить вопросы глубокой реорганизации. Получилось?
Леонова. Все поставленные задачи выполнены, а по некоторым параметрам даже с превышением изначальных планов. Год назад была затеяна структурная перестройка. На данный момент она полностью завершена. У нас работающие пять институтов, которые полностью встроены в кластерную систему региона и тесно взаимодействуют с ней.
Эти изменения мы оцениваем как положительные. И надеемся, что точно так же их оценивает и город, поскольку они нацелены на развитие не только университета, но и Обнинска, и региона в целом.
Есть и отдельные успехи по направлениям. Например, по специальности «лечебное дело» нам удалось создать современный симуляционный центр, единственный в Калужской области. Это новое требование. И наши выпускники, сдав в нем экзамен, получили необходимую аккредитацию.
Мы создали ресурсный центр Росатома по подготовке иностранных специалистов. Это крупный проект, и он связан в том числе и с оснащением вуза, и с ремонтом помещений, чтобы его интерьер и начинка соответствовали не духу 80-х, а современным требованиям.
Повысилась активность студентов. Так, наши студенты-айтишники самостоятельно организуют в Обнинске международные соревнования по программированию, это очень высокий уровень. Соревнования пройдут в ноябре.
Резко выросло число желающих учиться в техникуме. Подано в полтора раза больше заявлений, чем в прошлом году…
Как подтянуть абитуриента?
Корр. На одном из недавних представительных совещаний в Обнинске ректор МИФИ Михаил Стриханов много говорил об обеих площадках университета — московской и обнинской. По идее, они должны быть равноправными. И для этого немало делается, начиная с того, что все выпускники получают одинаковые дипломы, и заканчивая организацией учебного процесса. Но как выровнять базовую, фундаментальную позицию — уровень абитуриентов? Москва снимает сливки, туда уезжают лучшие. В итоге вступительный балл в московский МИФИ — 90, а у нас он не дотягивает даже до 70.
Леонова. Ну, в этом году наметились небольшие подвижки — вступительный балл в Обнинске немного вырос, перешагнув отметку 70. Резко увеличился конкурс в магистратуру — там ребята, которые уже работают на предприятиях региона, хорошо понимают, зачем им нужно дальнейшее обучение.
Однако в целом вы правы. Причем если мы говорим об университете мирового уровня, то брать в него абитуриентов с низким баллом вообще смысла нет — они не освоят программу и вылетят из вуза еще до первой сессии.
Корр. Но решаема ли эта задача в принципе — подтянуть обнинского абитуриента?
Леонова. Решаема. Хотя в одиночку нам с ней не справиться.
В Обнинске достаточно выпускников школ с хорошим уровнем подготовки. Почему же они едут в Москву? Потому что есть установка в семье: там, окончив вуз, можно сделать карьеру. А о возможностях города и региона люди мало знают.
Специально для них приведу такой пример. Предприятия фармкластера буквально перекупают друг у друга наших выпускников, они чрезвычайно востребованы, хотя все равно не могут удовлетворить кадровый голод. И, скажем, фармацевтический завод «АстраЗенека» готов выделить несколько стипендий по 10 тыс. руб. в месяц студентам университета, которые пойдут потом к ним работать. Зарплата там высокая, 80-100 тысяч в месяц и более, такую и в Москве не очень-то найдешь. Возможности для карьерного роста прекрасные. И если бы школьник еще в старшем классе был ориентирован на эти возможности своего личностного роста, если бы ему был понятен свой жизненный план, вряд ли он поехал бы учиться в столицу.
Корр. И все-таки хорошая работа с большой зарплатой на местных предприятиях — это конечное звено цепи, которая имеет начало в школе. Подчас она рвется.
Леонова. Вот именно. Нам как раз и нужно создать прочную цепь. Если продолжать пример фармкластера, то школьникам предстоит ориентироваться на химию и биологию. Это сложные предметы. В школах лабораторная база по этим предметам недостаточна, да и создать нечто современное в каждом среднем учебном заведении невозможно.
Поэтому нужно делать единый центр на базе вуза с участием профильных предприятий. Компании региона начали понимать, что в такое дело надо вкладываться, чтобы решить свои кадровые проблемы. Ребята смогут приходить учиться в университет один день в неделю. Это сильно улучшит их предметную подготовку.
Университетский город начнется в ИАТЭ
Корр. Эдакий аналог УПК, как это было в 80-90-е?
Леонова. Совершенно верно. Когда школьники побудут в наших стенах, позанимаются в них, у них вряд ли появится желание искать чего-то другого. Надо, чтобы старшеклассники проводили здесь больше времени. И мы уже начинаем решать эту задачу: провели соревнования в обнинских школах, и их победители приняты в нашу летнюю Биошколу олимпийского резерва. У детей будет возможность поучиться у вузовских преподавателей, поработать в лабораториях, пройти полевую практику. Такую же задачку будем решать по химии, другим предметам.
И параллельно заниматься другой темой — глобальной и базовой.
Корр. Какой?
Леонова. Университет должен стать центром инновационного развития региона. Это классика, мировой опыт. По-другому просто не бывает. Основные научные открытия совершаются молодыми. Когда нет стандартных схем, нет зашоренности, когда ты свободен, и можно позволить себе быть не таким осторожным. Молодые — жадные до знаний, голодные до открытий. Они нацелены на прорыв. Так что точку кипения можно устроить только здесь.