С о 2 ноября все городские школы уходят на недельные осенние каникулы. Уходят планово и ровно на то время, на которое должны. Никаких катаклизмов.
На фоне того, как в разных регионах страны образовательный процесс то и дело уводят на дистант, в Калужской области его по-прежнему «выдерживают» в традиционном формате — и это очень ценно. И учителя, и ученики признают: дистанционка не может заменить классическое обучение.
Учителя и ученики
Тем не менее, первая четверть прошла для обнинских школ довольно нервно. В самом начале учебного года они столкнулись со сложностями в логистике: всем надо было привыкнуть к разделению потоков на входе, к новым правилам проведения уроков и новым санитарным правилам, надо было понять, что делать, если в классе обнаружится заболевший коронавирусом. Но постепенно все наладилось.
«За первую четверть на дистант уходили 20 обнинских классов, — рассказывает начальник управления общего образования Татьяна Волнистова. — Одновременно на такой форме обучения максимально находилось 12 классов, а обычно – 10. В целом сейчас уже все адаптировались к новым реалиям».
При этом нагрузка на учителей в целом серьезно возросла. За каждым классом закреплен свой кабинет, и учителя должны переходить между ними. Никто не отменял и дежурства на переменах в рекреациях и столовой — педагоги следят, чтобы дети соблюдали социальную дистанцию. «Все переработки директора стараются оплачивать», — говорит Татьяна Волнистова.
1 лучше, чем 3
В Обнинске учеников переводят на дистанционное обучение, если в классе выявлен один случай ковид-19. Во всех других муниципалитетах ждут, пока в классе не будет три подтвержденных случая. Изначально обнинская схема вызвала у родителей серьезную критику: почему в городе более строгие ограничения, словно город и не является частью Калужской области? «Сейчас видно, что обнинский подход — очень разумный, — говорит Татьяна Волнистова. — Первым на дистант ушел один из классов ФТШ из-за одного случая коронавируса. Но при тестировании других учеников в классе обнаружилось еще четыре. Если бы дети дольше общались друг с другом, был бы больше заболевших, и у кого-то болезнь могла бы протекать в тяжелой форме».
Конечно, ковидом болеют не только ученики, но и учителя. За первую четверть коронавирусом переболели семь педагогов и два человека из технического персонала.
Проверить знания
Пока дети будут на каникулах, учителя завершат анализ диагностических работ. Их писали, чтобы у учителей было понимание, какие пробелы появились в знаниях учеников из-за дистанта в четвертой четверти прошлого учебного года. По результатам планируют несколько скорректировать учебную программу.
К слову, учителям рекомендовали не давать детям на каникулы слишком много домашних заданий, а ограничиться только внеклассным чтением — чтобы дети хорошо отдохнули.
Первая детсадовская группа
В детских садах по сравнению со школами ситуация более благополучная. Первая группа ушла на карантин по ковиду только на этой неделе. «Мы связываем это с тем, что в садах более жесткий режим: родители в группы не заходят, детей с признаками ОРВИ в сад не пускают», — говорит Татьяна Волнистова.
Без поточных лекций
Непростыми получились прошедшие два месяца и для ИАТЭ. «Мы стараемся максимально сохранить очный формат обучения, — говорит и.о. директора ИАТЭ НИЯУ МИФИ Татьяна Осипова. — Особенно для младших курсов. Конечно, сейчас нет «живых» больших поточных лекций – они проходят онлайн – но практические и лабораторные занятия нельзя проводить дистанционно».
Если в группе обнаруживается заболевший, она уходит на дистант. Причем, как говорит Татьяна Осипова, в вузе не ждут формального предписания от главного санитарного врача: онлайн начинается сразу, как только у кого-то появились симптомы ОРВИ. Если этому человеку приходит отрицательный тест, группа возвращается в аудитории. «Конечно, мы не тестируем всех студентов, которые уходят на дистант, — рассказывает Татьяна Осипова. — Это просто нереально. Во-первых, дорого. Во-вторых, хотя у нас есть договор с МРНЦ и тестирование наших студентов и сотрудников проводит именно этот центр, у его лаборатории есть определенная пропускная способность».
В общей сложности за два месяца на дистанте побывали уже 8 учебных групп. Что интересно, до сих пор в ИАТЭ не было случаев коронавируса у живущих в общежитиях — его «приносят» из города.
Еще одна «коронавирусная» проблема ИАТЭ — не все иностранные студенты смогли въехать в Россию. Из примерно 450 иностранных студентов около 60 пока остаются в своих родных странах. Они учатся онлайн, а наверстывать практические занятия будут, когда смогут приехать.