На бюджет надейся, а сам не плошай

Автор: 18 августа 2016 1350
Обнинские школы стараются самостоятельно зарабатывать. Деньги тратят на учеников и педагогов Обнинские школы стараются самостоятельно зарабатывать. Деньги тратят на учеников и педагогов

Обнинские школы и детские сады пытаются самостоятельно зарабатывать деньги на свои текущие нужды. Кто как может.

На прошлогоднем городском августовском педсовете начальник управления общего образования Обнинска Татьяна Волнистова предложила детским садам и школам самостоятельно привлекать для решения своих хозяйственных и иных проблем дополнительные средства, полученные от предпринимательской деятельности. Региональный министр образования Александр Аникеев эту инициативу одобрил, сами же школы и дошкольные учреждения отнеслись к открывшимся перед ними возможностям заработать с должным энтузиазмом.

Много ли «зарабатывают» сады?

Возможностей самостоятельно заработать у школ и детских садов всего две — сдача пустующих помещений в аренду и предоставление платных дополнительных образовательных услуг. В плане последних лидируют дошкольные учреждения. Так, например, детский сад «Палех» организовал 7(!) платных развивающих кружков, в которых дошколят обучают разным дисциплинам, от логики до английского языка.

«Платные курсы у нас работают с октября 2015 года, — говорит заведующая Наталья Ванюшкина. — Средства, вырученные от предоставления дополнительных образовательных услуг, идут как на нужды детского сада, так и на доплаты педагогам. Так, в этом году на ремонт и оснащение групп мы потратили 136 тысяч рублей. А средняя заработная плата у педагогов — 30 тысяч рублей».

Не отстает от нового «Палеха» и детский сад №29 «Ладушка», построенный в 1979 году — ему к началу учебного года за собственноручно заработанные деньги удалось полностью отремонтировать ветхую веранду, восстановить кровлю, сделать косметический ремонт в группах и купить для них новую мебель. Средняя зарплата в «Ладушке» равна 28 тысячам рублей — тоже благодаря «предпринимательской» деятельности педагогов.

А в школах — арендаторы

А вот общеобразовательные школы больше надеются на арендаторов, нежели на дополнительные образовательные услуги. Так, например, у школы №12 помещения арендуют школы робототехники «Модель Спектр», иностранных языков «ЭЙДОС» и областная Федерация айкидо. «Платных образовательных услуг у нас нет, — рассказывает директор школы Алексей Гераськин. — Зато деньги, полученные от сдачи помещений в аренду, позволили нам закупить к новому учебному году школьных учебников на 220 тысяч рублей».

У лицея «Держава», по словам ее директора Оксаны Копыловой, есть три статьи внебюджетных доходов — спонсорская помощь (за этот год она уже достигла 680 тысяч рублей), аренда и платные дополнительные образовательные услуги. Причем спонсоры помогают лицею не реальными деньгами, а конкретными работами, которые в огромном лицейском хозяйстве всегда кстати, будь то покраска забора, установка ограждений и ворот или ремонт и оснащение кабинетов. Хватает «Державе» внебюджетных средств и на доплаты преподавателям — за 8 месяцев этого года их простимулировали на 704 тысячи рублей. А еще на 779 тысяч рублей, тоже внебюджетных, «Держава» приобрела оборудование для школьных кабинетов, мебель, жалюзи, линолеум для рекреаций, театральный занавес, краски — всего не перечесть. Нередко спонсорами лицея являются его арендаторы, как, например, Федерация смешанных единоборств ММА России, которая не только проводит свои тренировки в лицее, но и охотно откликается на просьбы своего арендодателя оснастить тот или иной кабинет современным оборудованием.

Еще одна крупная школа — № 11, куда 1 сентября пойдут 1150 учеников, внебюджетные деньги, полученные от арендаторов, тоже тратит на ремонт и совсем немножко на разовые поощрения учителям. Впрочем, директор школы Анатолий Гераскин гораздо охотнее рассказывает не о своих внебюджетных поступлениях, а именно о деньгах, полученных из городской казны. Так, только для ремонта школьного бассейна в школе №11 город раскошелился на полмиллиона рублей. Что же касается ремонта за свои, «школьные» деньги, то здесь суммы скромнее — всего 100 тысяч. Платных дополнительных услуг школа №11 не предоставляет, хотя, оказывается, у нее тоже есть спонсоры. Коль скоро школа носит имя Подольских курсантов, то ОНПП «Технология», курирующая эту патриотическую линию, оборудовала в школе на 300 тысяч рублей шикарный военно-исторический кабинет, посвященный героям Великой Отечественной войны.

Нет платных образовательных услуг и в школе №16 — она, как и школа №11, зарабатывает на сдаче в аренду помещений. «То, что зарабатывает школа, мы тратим, как правило, на детей, — говорит директор Наталья Бачина. — В этом году на ремонт школы, помимо денег, выделенных нам из городского бюджета, мы добавили 400 тысяч своих заработанных рублей. Нас очень выручают спецсчета. У школы много расходов, и многое мы оплачиваем из своего кармана. Например, возим за свои деньги школьников на творческие конкурсы и спортивные соревнования, покупаем призы и подарки, оплачиваем ремонт и починку школьной оргтехники и компьютеров. Большую помощь школе оказывают спонсоры, которые часто оказываются родителями наших учеников. Так или иначе, но никто из наших учителей не собирается уходить в бизнес, как им недавно советовали с высоких трибун — все справно делают свое учительское дело. Да и если все учителя уйдут в бизнес, то у наших детей не будет ни образования, ни воспитания».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены