#Оставаясь_в_общаге

Автор: 16 апреля 2020 1665
Мерить температуру студентам волонтеры-медики начали еще в конце марта. И делают это каждый день. Мерить температуру студентам волонтеры-медики начали еще в конце марта. И делают это каждый день.

Быт иностранных студентов, защита дипломов в дистанционном формате, вопросы с прохождением практики — ИАТЭ во время дистанта приходится решать множество нетипичных проблем

Большинство студентов ИАТЭ разъехались по домам. Но около 350 иностранных студентов живут в общежитиях — те, кто не смог уехать из России из-за закрытых границ. Изменился не только учебный процесс, но и быт. И организовать дистанционное обучение — далеко не самая необычная задача, которая встала в эти недели перед вузом.

Двери на замок

Общежития ИАТЭ закрыты для посетителей. Студентов на улицу выпускают ненадолго и недалеко: в магазины, аптеки. Отсутствовать «дома» они могут не больше двух часов в день. «Раньше многие часто ездили в Москву: в музеи, на концерты, просто погулять, — рассказывает и.о. директора ИАТЭ Татьяна Осипова. — Сейчас это невозможно. Главное — безопасность».  А на этой неделе волонтеры стали принимать еще и заказы на доставку продуктов — у тех, кто боится выходить в город.

Каждый день в общежитиях волонтеры-медики проводят термометрию. Если у кого-то температура повышенная — даже если нет никаких других симптомов заболевания — студента помещают в изолятор и зовут врача.

«Общежитие — это очень тесный мир, все постоянно находятся в контакте, — говорит Татьяна Осипова. — Сейчас иностранные студенты испытывают огромный стресс, особенно те, кто плохо знает русский язык. Они в чужой стране, у них на родине тоже проблемы из-за коронавируса… Так что сейчас мы работаем с ними даже плотнее, чем обычно: в общежития приезжает психолог, есть горячие линии от вуза и от страховой компании, которая взаимодействует с иностранными студентами». Стараются устроить и какую-то культурную жизнь. Например, до того, как вуз смог обеспечить всех медицинскими масками, проводили мастер-классы по их пошиву. Доносят до студентов и всю актуальную информацию — от приказов по МИФИ до постановлений губернатора и мэра Обнинска.

Но главное, конечно, в вузе — это учебный процесс.

Онлайн-лекции записываются. Если кто-то по уважительной причине отсутствовал на паре, посмотрев лекцию и выполнив задание, он не получит плохой оценки или «пропуск» за занятие

Технический аспект

В дистанте заняты все преподаватели ИАТЭ. Даже те, кто преподает физкультуру: выкладывают видео упражнений и требуют отчитаться об их выполнении. «Не скажу, что перевести всех на дистанционное образование было суперсложно, — рассуждает Татьяна Осипова. — Некоторые преподаватели и раньше использовали разные дистанционные технологии. Хотя, конечно, это был серьезный вызов».

Налаживать «удаленку» пришлось не только управлению автоматизации. Решать многие проблемы помогают волонтеры — преподаватели и студенты Института кибернетических систем: на «горячей линии» они объясняют, как что настроить, могут, если надо, удаленно подключиться к компьютеру и помочь решить технические проблемы. Чтобы обеспечить достаточную пропускную способность интернет-канала, все мощности, которые раньше были распределены между общежитиями и зданиями вуза, переключили только на общежития.

Занятия ведут через корпоративную систему МИФИ или Google Classroom. Во время лекции преподаватель может  давать не только новый материал, но и разные задания — и сразу онлайн проверять, как студенты их выполняют.

Эти системы более устойчивы, чем, например, «Сетевой город. Образование», который зачастую отключается из-за наплыва школьников, — нагрузка меньше. Хотя, конечно, порой и тут проблемы случаются, но они кратковременные.

Некоторые преподаватели не только читают лекции, но и выкладывают онлайн-курсы разных университетов. «Сейчас многие известные учебные заведения открыли доступ к своим лекциям, — говорит заместитель начальника отделения ядерной физики и технологий Александр Нахабов. — Например, Массачусетский технологический университет, Гарвард. Нам это очень помогает, потому что англоязычных программ по ядерной физике в России доступно немного».

«Разумеется, полностью переводить образование на дистанционку нельзя! — уверена Татьяна Осипова. — Технические навыки по сети не получить, поэтому мы ждем, когда  ситуация стабилизируется». Сами студенты тоже хотят вернуться к нормальному обучению. «На дистанте все хорошо организовано, — говорит студент из Бангладеш  Аль Амин Дип. — Но, конечно, хочется назад в университет, к обычным занятиям».

От сессии до сессии

Сроки сдачи сессии в этом году могут сдвинуться. Все зависит от того, какое решение примет федеральное министерство науки и образования. Но пока в ИАТЭ готовятся к тому, что сессия пройдет дистанционно. Формат уже «обкатывают» на заочниках. Дипломников-заочников в этом году в обнинском вузе немного: около 20 человек. И на этой неделе они начали защищать дипломы. Все дистанционно, с помощью онлайн-конференций. Процесс защиты записывается на камеры, комиссия расписывается на бланках — каждый на своем. Общий протокол потом формируют отдельно. Физически получить диплом выпускники смогут тоже только после того, как закончится режим повышенной готовности.

Остается открытым вопрос со студенческой практикой. «От многих предприятий, в первую очередь, от АЭС, мы получили отказ в приеме студентов на практику, — рассказывает Татьяна Осипова. — В случае с АЭС речь идет о безопасности. Другие предприятия временно приостановили работу… Надеемся, что решить этот вопрос мы сможем в ближайшее время, с учетом рекомендаций МИФИ и минобрнауки».

 

 

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены