Плавсостав атомного ледокольного флота России обучают в Обнинске — в Технической академии Росатома

Автор: 05 декабря 2019 1227
Капитаны атомного ледокольного флота Василий Голохвастов, Александр Спирин, Андрей Теницкий, Александр Лембрик, старший помощник капитана Сергей Крюков со специалистами сегодняшней Технической академии Росатома Капитаны атомного ледокольного флота Василий Голохвастов, Александр Спирин, Андрей Теницкий, Александр Лембрик, старший помощник капитана Сергей Крюков со специалистами сегодняшней Технической академии Росатома

Капитан атомного ледокола — самая редкая профессия на суше и в океане. Их всего десять: по два на четыре ледокола на Северном морском пути, и еще два — на единственном в мире атомном лихтеровозе «Севморпуть».

Скорое появление в арктических водах еще трех атомных судов нового поколения не намного изменит численность капитанов ледокольного флота на земном шаре. Поэтому встретить первого на атомном судне человека является большой удачей. И в Обнинске это возможно: раз в пять лет все капитаны знаменитых атомоходов, а также инженеры спецсвязи, приезжают в Техническую академию Росатома для обучения по вопросам безопасности!

Первые люди

Александр Спирин — один из самых опытных в «Атомфлоте». Он прошел путь от четвертого помощника до капитана легендарной «Арктики». Сейчас Александр Спирин назначен капитаном строящегося одноименного ледокола. По своим техническим характеристикам новая «Арктика» — универсальный атомный ледокол. Судно сможет эффективно работать и в устьях рек, и на трассах Северного морского пути — вспарывать льды до трех с половиной метров толщиной. «Уже сейчас понятно, что эта работа станет более ритмичной. Я продлил рабочий диплом капитана, пройдя обучение на курсах и обновив сертификаты», — сказал Александр Михайлович в интервью газете «Страна Росатом».

Авторитетным руководителем экипажей судов Росатомфлота является и Александр Лембрик. Пройдя серьезную профессиональную школу на борту первого в мире атомного ледокола «Ленин», Александр Юрьевич впоследствии возглавил атомоход «Ямал». Под командованием Александра Лембрика знаменитый ледокол с акульей пастью на носу 22 раза приходил на Северный полюс, совершая круизные рейсы с туристами на борту. «У нас надежная техника и квалифицированный экипаж. Есть определенная задача, которую необходимо выполнить, несмотря ни на какие природные катаклизмы. Опыт моряка проявляется в том, чтобы не попадать в экстремальные ситуации», — считает Александр Юрьевич.

Василий Васильевич Голохвастов — сын и продолжатель традиций знаменитого капитана «Арктики» Василия Александровича Голохвастова. За его плечами многолетний опыт управления атомоходами «Советский Союз» и «Вайгач». А сегодня Василий Васильевич — капитан единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». В начале сентября ПАТЭС пришла из Мурманска в самый северный российский порт Певек. Какие задачи выполняет моряк, 30 лет бороздивший льды, нынешнее судно которого не может передвигаться без помощи других кораблей? Прежде всего — обеспечивает безопасность: общую, радиационную и ядерную. Капитан контролирует все три. А это значит, что мы еще не раз встретим Василия Голохвастова в Обнинске.

Серьезно и не очень

«Слушатели приезжают в Техническую академию получить знания, которые смогут применять в работе. Поэтому обучение должно быть привязано к практике, — убежден заведующий кафедрой защиты государственной тайны Института глобальной ядерной безопасности и физической защиты Технической академии Росатома Алексей Сусликов. — Преподаватели академии в ответе за тех, кого научили. Они дают свои телефоны обучаемым — это своего рода авторский надзор. И люди звонят. Мы разбираем конкретные ситуации и даем практические советы — так называемые лайфхаки. Но это не отсебятина, помимо собственного опыта преподаватель всегда ссылается на руководящие документы».

Алексей Сусликов начал преподавать в Технической академии в этом году. Но и для академии, и для флота он человек не новый. Более восемнадцати лет Алексей Аркадьевич работал в плавсоставе Мурманского морского пароходства инженером спецсвязи. Ходил на «Арктике», «Советском Союзе», «России», «Таймыре», «Вайгаче», «Севморпути». Избороздил северные моря и реки вдоль и поперек. Неоднократно побывал на Северном полюсе. В начале 90-х на плавучей базе «Имандра» участвовал в экспериментальном рейсе для первой выгрузки топлива с атомной подводной лодки с помощью гражданского судна.

После перехода ФГУП «Атомфлот» в состав Госкорпорации «Росатом», в течение десяти лет Алексей Сусликов работал на берегу — возглавлял специальный отдел. С этого момента и началось его знакомство с наукоградом, куда Алексей Аркадьевич приезжал на учебу в Техническую академию (тогда еще ЦИПК Росатома и МСУЦ) 11 раз.

«В Обнинске я всегда чувствовал себя как дома. Мы открыли это место в 2008 году как город-легенду. Здесь уютно, чисто и много зелени. Поездил по округе — в Боровск, Малоярославец, Жуков, Калугу и Тарутино. Один раз — в качестве экскурсовода. Был декабрь, мороз, и в тарутинском музее нас встретили замерзшие кошки».

Алексей Сусликов с юной обнинской читательницей. Его книги об атомном флоте популярны и у детей, и у их педагогов

Отношение к животным у Алексея Сусликова особенное. Они — герои его сказок об атомных ледоколах, которые автор начал издавать для любознательных мурманских школьников более десяти лет назад. Сегодня специалист Технической академии Росатома, член Русского географического общества, житель Обнинска Алексей Сусликов пишет серьезные документы для взрослых, и на детские истории, к сожалению, у него времени не остается. Но книги живут своей жизнью. Первый проект «Приключения мышат на маленькой подводной лодке» последний раз был переиздан в прошлом году тиражом 10 тысяч экземпляров с предисловиями губернатора Мурманской области и генерального директора ФГУП «Атомфлот». Несколько первых изданий книг было подарено их создателем Центральной обнинской библиотеке. Кроме того, юные читатели могут прочитать сказку и на сайте электронной библиотеки «Кольский Север», а для педагогов книга может превратиться в тему для классного часа или кукольную постановку, на премьеру которой вполне реально пригласить самого автора.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены