Вот-вот все школьники усядутся за парты, завтра начнется новый учебный год. И, конечно, хочется узнать, с какими результатами в него входят школы. Как бы ни ругали ЕГЭ, именно он остается универсальным критерием — все выпускники получают одинаковые задания, находятся в одинаковых условиях. Ничего лучше для определения эффективности школ не придумали.
Управление — против
Однако обнинское управление образования против сравнения школ друг с другом. «Мы отказались от рейтингования образовательных учреждений, чтобы у родителей не создавалось мнение о том, что есть учреждения с низким качеством образования, а есть — с высоким», — заявила начальник управления Татьяна Волнистова на совещании в городской администрации. И когда мы обратились к ней с просьбой предоставить нам информацию о средних баллах ЕГЭ, нам было отказано. Народная газета не разделяет такую позицию. Редакция считает, что люди вправе знать, с каким результатом сдают ЕГЭ в разных школах города. Эта информация всегда вызывала общественный интерес — и у учеников, и у их родителей, и у педагогов, и в целом у горожан.
Методика подсчета
Можно было бы дождаться официальной публикации средних баллов ЕГЭ всех школ региона — их самостоятельно подсчитывает областной Институт развития образования. Но они появятся в лучшем случае в октябре, а ложка дорога к обеду, то есть к началу нового учебного года.
Наш рейтинг составляется так: мы складываем средние баллы ЕГЭ по обязательным для сдачи предметам — русскому языку и математике — и результат делим надвое. Получается рейтинговый балл. Чем он больше, тем выше место.
Откуда мы взяли результаты? Из открытых источников. Администрация опубликовала данные: школы города сравнивались сами с собой — насколько лучше или хуже они сдали ЕГЭ по сравнению с прошлым годом. Осталось только посчитать.
Что любопытно, когда мы стали проверять эту информацию у директоров школ, не во всех случаях данные совпадали. Бывало, директора называли другие числа, более высокие. Иногда разница была значительной. Тем не менее, даже в такой ситуации картина более-менее ясная.
Гении математики
Общая черта ЕГЭ этого года — значительное улучшение результатов по математике почти во всех школах города. Неслыханное дело: в школе №13 средний балл по математике выше прошлогоднего на 21,5, в Обнинском колледже — на 21, в «Чаше» — на 15,2. В среднем по городу — на 5,3. В чем причина? Задания стали проще? «Нет, причина в том, что работают хорошие учителя, родители их поддерживают, да и ученики были мотивированными, — объясняет директор школы № 3 Любовь Исаева. — В этом году соединились три фактора, они и повлияли на результат, которым мы довольны. А задания были обычными, никто не говорил о том, что они проще или сложнее, чем всегда».
Успехи Гимназии и ФТШ, занимающих первые строчки рейтинга, закономерны. Эти муниципальные школы собирают «сливки» со всего города, и их лидирующие позиции не удивительны. Другое дело — третье место лицея «Держава» три года подряд.
Это лучшая школа из тех, что работает «по микрорайону». Да, с одной стороны, число учеников при переходе из девятого в десятый класс сокращается в «Державе» вдвое, остаются только те, кто хорошо учится. Но есть и другая сторона. «У нас выстроена целая система подготовки к государственной аттестации, — говорит директор «Державы» Оксана Копылова. — В нее входят дополнительные бесплатные индивидуально-групповые занятия. Кроме того, работают бесплатные предметные кружки, которые ведут преподаватели вузов». Что еще важно, в «Державе» шестидневка. В городе немного школ, работающих с одним выходным днем, и все они в верхней части рейтинга: гимназия, ФТШ, «Держава», ОСШ и школа № 4.
Еще общая черта этого года — меньше стало высоких оценок. Сто баллов обнинские выпускники получили только 13 раз. А в прошлом году — 22 раза. «В этом году мы вырастили больше крепких середнячков, которые тем не менее показали достаточно хороший результат», — прокомментировала Татьяна Волнистова.
На этом фоне выпускница гимназии Полина Скворцова перещеголяла всех не только в городе, но и в регионе. Она набрала 387 баллов из 400 возможных, получив на двух экзаменах по сто баллов.
Русский — не родной
Одна из самых больших проблем обнинских школ — для 10 % учеников русский язык не родной. Понятно, что они в большинстве своем с трудом сдают выпускной экзамен по русскому языку, набирая совсем немного баллов. Многие директора школ говорили о том, что выходцы из бывших республик СССР ухудшают показатели.
Так, может быть, есть смысл собрать переселенцев в отдельной школе? С такой постановкой вопроса многие специалисты не согласны. «Им необходимо ассимилироваться, — говорит директор школы № 6 Нина Тарасова, — Для этого ребят должен окружать русский язык. В семье они говорят на своем языке, во дворе — тоже. Поэтому школа — одно из немногих мест, где они говорят по-русски. Если же создавать для них отдельные школы, ассимиляция станет невозможной».
Тенденция же такова, что с каждым годом детей мигрантов в школах Обнинска становится больше. Это значит, что средний балл ЕГЭ по русскому языку в целом по городу, скорее всего, будет снижаться. А на ЕГЭ по математике национальность
отразится навряд ли.