Пока в обществе дискутируют по поводу введения новых предметов в школах или о поправках к ЕГЭ, федералоьные власти предлагают новшество, которое в принципе изменит всю систему образования в стране. Но пока это особо не афишируют.
С нового года на государственном уровне запускается информационная система «Контингент». Ей пророчат ни много ни мало роль системы управления всей образовательной отраслью страны.
В чем суть?
Сейчас детей «считают» по всей стране. Что касается Обнинска, руководитель управления образования Татьяна Волнистова сообщила: у нас уже все посчитано. Все 13 тысяч ребятишек, посещающих сады и школы, занесены в базу «Контингента». Каждый ребенок взят на учет, и его образовательный путь можно будет отследить, начиная с момента постановки в электронную очередь в детский сад. Кроме того, информационная система полностью учитывает школьные данные, такие, например, как посещаемость уроков каждым учеником, занятия в системе дополнительного образования.
Зачем это нужно
родителям?
Во-первых, «Контингент» снимет вопросы с устройством ребенка в сад и школу — наличие мест будет контролироваться единой государственной системой. Во-вторых, система фиксирует все результаты учебы ребенка. Имея обобщенные данные по учебным и внеклассным достижениям школьника за много лет, учителя получат возможность индивидуально подходить к его обучению, помогать в выборе специализации. В дальнейшем планируется ввести в систему и данные по здоровью ребенка. В итоге все дети перейдут полностью на прозрачный электронный учет.
Директор школы №1 Галина Полякова говорит: «Система «Контингент» очень удобна. Каждый родитель имеет к ней подключение, и может в любой момент посмотреть расписание, дневник своего ребенка, электронный журнал, где указаны и темы урока, и форма работы — за что поставлена отметка, за устный ответ или контрольную работу».
Не все так просто
Считается, что самая большая проблема при внедрении «Контингента» — техническая. Например, в той же 1-й школе не все кабинеты оборудованы интернетом. Сейчас как раз идет «довооружение», выход в сеть получит каждый класс.
Но есть и кадровый вопрос: учителей нужно научить работать с системой. В 9-й школе, как говорит ее директор Любовь Зырянова, сейчас вовсю обучают преподавателей работать по новой программе. «В принципе, «Контингент» удобен для административной работы — составления отчетов, запросов, и так далее, — говорит Зырянова. — Но мы пока работаем в режиме его апробации».
Кстати, разработчики «Контингента» считают, что существенно упростится процесс мониторинга системы образования. Мол, школы и сады будут избавлены от необходимости сдачи бумажной отчетности, а органы управления смогут практически в режиме реального времени контролировать и анализировать их работу.
Однако по факту на сегодняшний день нагрузку на учителя «Контингент» только увеличил — преподаватели вынуждены выполнять в два раза больше учетной работы: заполнять и электронные документы, и обычный бумажный классный журнал. И этим многие педагоги недовольны.
Никого не спросили
Директор 11-й школы Анатолий Гераскин пообещал своим педагогам оплачивать заполнение электронного журнала. Однако сам он говорит о том, что родители предпочитают пользоваться не электронной версией, а прийти в школу и напрямую пообщаться с учителем. И самое важное, что систему образования в очередной раз поставили перед фактом: будет так, а не иначе. От такого подхода многие преподаватели уже устали…
Впрочем, педагоги едины во мнении — сама идея единой электронной среды в образовании хорошая. Однако полностью увидеть ее преимущества можно будет только тогда, когда она полностью заработает.