Умничать надо

Автор: 16 ноября 2021 905
Александр Сухарев: «У доски, с учениками получаешь огромный заряд энергии» Александр Сухарев: «У доски, с учениками получаешь огромный заряд энергии»

В этом году в обнинской гимназии поставили задачу: повысить результаты по всероссийской школьной олимпиаде

Сейчас талантливые обнинские школьники погрузились в городской этап всероссийской предметной олимпиады — он стартовал на прошлой неделе. Победители выходят на регион, а дальше соревнуются на высшем, федеральном уровне.

В Обнинске уже привыкли, что гимназисты традиционно показывают высокие результаты. Да и по баллам по ЕГЭ они обходят сверстников из других школ. Чего стоит только прошлый учебный год! Разумеется, все помнят, что в гимназии учатся дети с хорошей мотивацией к учебе. Но тем не менее — средний балл ЕГЭ по русскому языку 91 — это что-то запредельное. 91 балл — это не просто «пятерка», а «пятерка с двумя плюсами». Семеро из 64-х гимназистов на ЕГЭ по русскому получили 100 баллов.

Но директор учебного заведения Александр Сухарев ставит новую задачу: усилить работу так, чтобы показывать еще лучшие результаты на всероссийских олимпиадах.

— То есть можете еще больше «выжать»? — задаем вопрос Сухареву.

— Безусловно, — улыбается Александр Егорович. — Тут главное — работать. Так, например, на дополнительных школьных каникулах на месте, что называется, не сидели — мы работали, готовились к олимпиадам с теми ребятами, которые хотят добиться результатов. И таких было немало.

Впрочем, какого еще ответа ожидать от директора, которого на днях объявили победителем областного конкурса имени народного учителя Иванова.

Конкурс

Имя Александра Иванова для калужской педагогической общественности — знаковое. Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН, орденоносец, он более полувека руководил обычной поселковой школой в Мятлево. Это был учитель от Бога. Сегодня перед школой, где он был директором, стоит памятник, который создал известный наш скульптор Сергей Лопухов.

И вот уже 12 лет в Калужской области проводится конкурс на присуждение премий имени Иванова. В нем участвуют большинство директоров региона, и в нынешнем году в нем победил представитель Обнинска — директор гимназии Александр Сухарев. До этого только единожды победа доставалась обнинскому директору — лауреатом 2009 года была Татьяна Волнистова, тогда руководитель 9-й школы, а сейчас начальник управления общего образования.

Как рассказывает Сухарев, на конкурсе большое внимание уделяют тому, как в школах работают над повышением квалификации педагогов, как организована профориентация школьников и прочее. «По некоторым позициям я взял ноль баллов, — рассказывает Александр Егорович. — Например, учитывается, как в школе ведут продленку. А ее у нас попросту нет. Но по другим параметрам удалось взять высшие оценки».

Теория закономерности

Для самих обнинцев победа Сухарева выглядит логической и ожидаемой. Так, например, год назад гимназия, опорная школа РАН, признана лучшей школой Калужской области. Уже 6 лет подряд гимназия входит в федеральный список лучших учебных заведений страны. По итогам 2020 года она попала в топ-50 лучших школ России в сфере экономики, а также в топ-20 школ ЦФО по количеству учеников, поступивших в ведущие вузы России. Естественно, Александр Сухарев, комментируя успехи школы и подопечных, говорит о роли педагогов, да и самих учеников: «Это все их работа». Но как бы там ни было, за ними стоит директор…

Сам Александр Егорович не проработал — прожил в гимназии без малого 30 лет. Пришел сюда молодым учителем в 92-м, через два года стал замом легендарной Валентины Ивановны Гончаровой, а в 2007-м принял школу из ее рук. И смог не только удержать ее, но добиться еще больших успехов.

И сегодня гимназия — та школа, с которой страна связывает надежду на технологический прорыв. Сюда мечтают поступить очень многие обнинские дети, а те, кто поступил, гордятся званием «гимназист».

— А как изменились школьники за последние, скажем, 5-10 лет? — задаем вопрос директору.

— Ребята стали более прагматичными. Например, решил ученик, что будет программистом, и полностью погружается в информатику и математику. Когда я объясняю, что после сдачи ЕГЭ его ждет вуз, где продолжат изучение, например, той же физики, меня не очень слышат. Зато ко мне часто приходят выпускники и говорят о том, насколько я был прав.

— А вы себя кем больше чувствуете — учителем или руководителем школы?

— К сожалению, сейчас на директоров ложится много бюрократической работы. Кроме того, мы должны быть экономистами и менеджерами — таков новый профстандарт, который вступит в силу уже в апреле будущего года. И после всей этой «суеты» — у доски, с учениками получаешь огромный заряд энергии. Их отдача, их вопросы, их пытливые взгляды — все это даже на толику не сравнится с любыми наградами.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены