В Москве узнали, как в Обнинске используют ресурсы наукограда в образовании

Автор: 07 декабря 2017 1614
Обнинские школьники могут заниматься в производственных лабораториях Обнинские школьники могут заниматься в производственных лабораториях

 

Недавно в Москве прошла конференция руководителей органов образования. Калужскую область там представляли два города: Калуга и Обнинск. Участники конференции обсуждали, как использовать ресурсы своих городов, чтобы замотивировать школьников на учебу. Надо сказать, Обнинск на общем фоне выделялся. Хотя бы потому, что в основном на конференцию съехались представители крупных городов, где, например, открыты детские технопарки, учатся десятки тысяч детей. А в Обнинске всего лишь немногим больше 20 тысяч школьников.

 

Проблемы и задачи

«Я выступала на пленарном заседании и рассказывала об использовании ресурсов наукограда для достижения высоких результатов учеников, — рассказывает начальник управления общего образования Татьяна Волнистова. — Сразу скажу, Обнинск на общем фоне не потерялся, наши проекты вызвали большой интерес».

И действительно, Обнинск в последние годы показывает очень неплохие результаты в школьном образовании: средние результаты ЕГЭ в городе лучше общероссийских, у нас высокая конкурентоспособность выпускников. Впрочем, есть и проблемы. Многие из них характерны для российского образования в целом: учителям надо мотивировать детей на учебу; всем городам надо заниматься вопросами профориентации школьников; все борются за качество образования и омоложение педагогических кадров.

Хотя Обнинск традиционно развивается как город технический и научный, в последние пять лет около 60% школьников выбирают в качестве предметов для сдачи ЕГЭ обществознание и историю. «При этом в городе высокая потребность в технических специалистах, — говорит Татьяна Волнистова. — Наша задача — сделать так, чтобы дети, получив хорошее образование, оставались работать на обнинских предприятиях. И было бы преступлением не использовать для решения этой задачи ресурсы предприятий наукограда».

Три проекта

«На пленарном заседании я рассказала про три обнинских проекта, которые успешно реализуются, — рассказывает Волнистова. — Это биошкола олимпийского резерва, школа юного медика и сельскохозяйственные проекты школы №1».

Все эти программы неплохо известны горожанам. Их объединяет то, что со школьниками активно работают представители разных предприятий и вузов. Так, в биошколе, организованной учительницей биологии из школы №11 Мариной Рассказовой, участвуют преподаватели и студенты ИАТЭ. В школе юного медика ученики могут общаться с сотрудниками МРНЦ РАМН, причем как с докторами наук, так и с молодыми специалистами. В школе №1 мощная сельскохозяйственная инфраструктура: там есть учебно-опытный участок, теплица. И главное — есть специалисты, которые работают вместе с детьми. У школы заключен договор с ВНИИРАЭ, и дети могут не только общаться с сотрудниками института, но и испытывать на своем участке удобрения, созданные там. Вылилось это взаимодействие в создание в школе биолого-химического класса аграрной направленности, ученики которого периодически выезжают в Калугу в филиал Тимирязевской академии и проводят занятия в его лабораториях.

Другие предприятия тоже не остаются в стороне от образовательного процесса. Например, «Технология» создала «космические группы» в детском саду «Муравушка». «Родители очень активно включились в жизнь детского сада, — говорит Татьяна Волнистова. — Они приходят на занятия, рассказывают о своей работе. И получается, что сначала дети знакомятся с тем, чем занимаются родители, а потом, в школе, будут интересоваться науками, связанными с космосом».

Останавливаться в использовании ресурсов наукограда в образовательном процессе в Обнинске не планируют. «Хотелось бы устраивать больше встреч школьников с молодыми учеными. Такие есть на каждом наукоемком предприятии города, — говорит Волнистова. — Доктора наук многое могут дать детям, но тянутся школьники к тем, кто ближе к ним по возрасту и мировоззрению».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены